- Что такое роботизированная коробка передач
- Виды РКПП
- РКПП с одним сцеплением
- РКПП с двумя сцеплениями
- Как она работает
- Особенности РКПП
- Устройство сцепления в роботе
- Устройство и принцип работы РКПП с одним сцеплением
- Устройство и принцип работы РКПП с двумя сцеплениями
- Режимы работы
- Основные отличия РКПП от АКПП
- Как отличить автомат от робота визуально
- Обычный автомат
- Конструкция АКПП
- Положительные стороны и отрицательные
- Роботизированная коробка передач
- Конструкция РКПП
- Преимущества и недостатки
- Какую коробку выбрать
- Особенности использования
- Признаки неисправности
- Техобслуживание роботизированной трансмиссии
- Советы по выбору трансмиссии
- Актуальность коробки в России
Что такое роботизированная коробка передач
Роботизированная коробка передач (механическая или роботизированная) является частью трансмиссии автомобиля. Иногда его путают с автоматической коробкой передач, но они отличаются друг от друга. Механическая коробка передач состоит из МКПП, автоматических переключателей (исполнительных механизмов) электрического или гидравлического типа и блока управления этими переключателями (ЭБУ). То есть сама коробка механическая, только управление ее работой автоматическое.
Для водителя механическая коробка передач выглядит почти как автоматическая коробка передач. Под рукой нет рычага переключения передач (в некоторых моделях вместо него ручка селектора), а под ногами — педали сцепления. Во время движения передачи переключаются автоматически.
Виды РКПП
В своем развитии «робот» прошел путь от «почти механического» до «автоматического», соответственно выросли надежность и скорость работы. Первые МКПП практически дублировали конструкцию механической коробки, приспособленной к другому принципу привода механизмов. На смену им пришли роботизированные коробки с двумя сцеплениями, и теперь они произвели настоящую революцию во взглядах на этот тип трансмиссии.
РКПП с одним сцеплением
Роботизированная коробка передач с одним сцеплением
Первый опыт, первые ласточки, первые ошибки. Робот со сцеплением по своему принципу дублирует механическую коробку передач. Точно так же с помощью сцепления карданный вал соединяется с коленчатым валом двигателя, а оттуда крутящий момент передается на карданный вал через синхронизирующие шестерни.
Электронная система выключает сцепление, переключает передачи, а затем плавно включает сцепление. В принципе, все так же, как и сам водитель. Вот только электроника немного притормаживает при включенном сцеплении, вызывая падение скорости при разгоне. Это не самое приятное ощущение.
Такие типы коробок сегодня устанавливаются на бюджетные модификации автомобилей. Он больше подходит для плавной «семейной» езды и совершенно не годится для любителей помчаться с места на «сотку».
РКПП с двумя сцеплениями
Роботизированная коробка передач с двумя сцеплением
» data-image-description=»» data-image-title=»Роботизированная коробка передач с двумя сцеплением» data-image-meta=»{» data-comments-opened=»1″ data-orig-size=»800,573″ data-orig-file=»https://i0.wp.com/vaznetaz.ru/wp-content/uploads/2019/09/РКПП-с-двумя-сцеплениями.jpg?fit=800%2C573&ssl=1″ data-permalink=»https://vaznetaz.ru/robotizirovannaya-korobka-peredach-rkpp/attachment/honda-dct-dual-clutch-transmission-gearbox-twin» data-attachment-id=»9961″ twin)?,?orientation?:?1?}?=»» (gearbox,=»» transmission=»» clutch=»» dual=»» dct=»» twin)?,?created_timestamp?:?0?,?copyright?:??,?focal_length?:?0?,?iso?:?0?,?shutter_speed?:?0?,?title?:?honda=»» aperture?:?0?,?credit?:??,?camera?:??,?caption?:?honda=»»>
Роботизированная коробка передач с двойным сцеплением
Но это более интересный дизайн, в котором проведена качественная работа над ошибками.
Как сделать так, чтобы не было досадных вторых сбоев? Эту проблему конструкторы решили, установив сразу два первичных вала (то есть оба они соединены с двигателем).
Один вал полый, а второй вставляется в него. Каждый из них управляется отдельным механизмом сцепления. Когда автомобиль трогается, на первой оси включается первая передача, при этом вторая передача еще неподвижна, но уже с ней связана вторая передача. Как только это необходимо, вторая ось вводится в работу сразу, без задержек. И вторая передача уже в нем.
Этот дизайн сейчас пользуется огромным успехом у автомобильных инженеров. Доказано, что преселективная СЛР удобна, надежна и комфортна. Конечно, за такое удовольствие приходится платить, но оно того стоит.
Устройство, особенности и принцип работы роботизированной коробки передач
Как было сказано выше, МКПП состоит из механической коробки передач, а также дополнительных устройств для выключения сцепления, выбора передач и переключения передач. Эти устройства называются приводами (привод сцепления, привод выбора передач). Кроме того, коробка «робот» имеет собственную систему управления, которая представляет собой ЭБУ коробки и ряд электронных датчиков, взаимодействующих с блоком.
Получается, что этот тип коробки передач представляет собой механическую коробку с автоматическим управлением и принципиально отличается от классического «автомата», а также бесступенчатого вариатора.
Роботизированная коробка передач, как и обычная МКПП, имеет одно сцепление, не использует трансмиссионную жидкость ATF в качестве рабочей жидкости для управления и т д. Добавим, что в современных «роботах» может быть одно или два сцепления. В первом случае следует понимать однодисковый «робот», а во втором — преселективную роботизированную коробку передач с двумя сцеплениями.
Если говорить о коробочном устройстве робота, то можно выделить следующие основные компоненты:
- Коробка передач, которая по конструктивному исполнению напоминает «механику;
- Исполнительные механизмы (сервоприводы), отвечающие за выключение сцепления и передачи;
- Блок управления коробкой (микропроцессорный ЭБУ) и внешние датчики;
Рассмотрим устройство МКПП на примере 6-ступенчатой роботизированной коробки передач с двумя сцеплениями. Сама коробка похожа на МКПП, но имеет сразу два ведущих вала. Проще говоря, эти валы расположены один внутри другого (внешний вал имеет внутреннюю полость, куда вставляется другой внутренний первичный вал).
На внешнем валу установлены ведущие шестерни 2, 4 и 6 передач. На внутреннем валу размещены 1-я, 3-я, 5-я передачи, а также передачи заднего хода. Каждая ось имеет отдельное сцепление.
Приводы роботизированных коробок представляют собой электрические или гидравлические сервоприводы. Электропривод представляет собой электродвигатель с редуктором, гидропривод представляет собой гидроцилиндр, шток которого соединен с синхронизатором. Основной задачей устройств первого и второго типов является механическое перемещение синхронизаторов коробки передач, а также включение и выключение сцепления.
Блок управления трансмиссией представляет собой микропроцессорный ЭБУ, соединенный с внешними датчиками, задействованными в ЭБУ автомобиля. Другими словами, контроллер трансмиссии взаимодействует с датчиками двигателя, а также с другими системами (например, ABS и т д.). Часто блок управления коробкой передач совмещен с ЭБУ двигателя, при этом коробка работает по собственному заданному алгоритму.
Как она работает
Механическая коробка передач, оснащенная диском сцепления маховика, управляется роботом. Алгоритм, заложенный разработчиками в ЭБУ, реагирует на показания датчиков, отдавая команды сервоприводам.
Выглядит ли это так:
- водитель нажимает на педаль акселератора;
- обороты двигателя увеличиваются, машина разгоняется;
- при достижении заложенных в программе значений срабатывают актуаторы сцепления и вилки переключения;
- происходит сдвиг вверх.
Если водитель продолжает ускоряться, ЭБУ повторно подает сигнал при следующей запрограммированной частоте вращения двигателя и скорости движения, и приводы снова переключают передачу.
По такому же принципу при торможении происходит переключение передач с высшей на низшую. Высокопроизводительные процессоры позволяют создавать сложные программы, моделирующие поведение человека в различных ситуациях. И чем они сложнее, тем динамичнее и комфортнее езда.
Особенности РКПП
Работа роботизированной коробки передач.
Приводы переключения передач в роботах оснащаются электродвигателями или возвратно-поступательной гидравлической системой. Но выполняют они ту же задачу — двигают синхронизаторы на шестернях вторичного вала и выжимают сцепление.
Главное отличие в том, что гидравлическая система работает быстрее и плавнее. Но он дороже в производстве, поэтому большинство автомобилей высокого класса оснащаются МКПП этого типа. Самой популярной является DSG от немецкой компании Volkswagen.
ЭБУ коробки передач изготавливается как отдельно, так и в комплексе с блоком управления двигателем внутреннего сгорания. Последний вариант наиболее подходит, если алгоритм управления роботом учитывает показания тех же систем, что и управление двигателем, например, ABS или ESP.
Устройство сцепления в роботе
Роботизированные коробки по способу взаимодействия с мотором бывают двух видов:
- один диск;
- двойной диск (используют два сцепления, включаемые попеременно).
Однодисковая коробка ничем не отличается от механической. Он имеет первичную и вторичную оси.
Первичка соединена с диском сцепления. Выходной вал передает крутящий момент непосредственно на колеса. Обе оси взаимодействуют через шестерни разного диаметра. Переключение происходит в тот момент, когда выбранная передача фиксируется на нужной передаче на вторичном валу. В МКПП это делают электрические манипуляторы, получающие сигнал от ЭБУ. Манипуляторы с гидравлическим приводом в однодисковых корпусах применяются очень редко.
Двойные диски имеют два входных вала трансмиссии, каждый из которых соединен со своим диском сцепления. Один вал отвечает за четные передачи, а второй за нечетные и заднюю. Это техническое решение позволило сделать включение выбранной передачи более плавным. Синхронизаторы привода работают попеременно. В момент перехода на одной оси с 1-й на 2-ю передачу ЭБУ уже дает сигнал о подготовке к включению 3. Поэтому их еще называют преселективными, то есть с предварительным отбором. В результате сам процесс переключения ускоряется до 0,2 секунды или меньше.
Некоторые производители настраивают работу исполнительных механизмов и алгоритмов таким образом, чтобы робот работал не хуже человека.
Устройство и принцип работы РКПП с одним сцеплением
Рассматривая устройство простой МКПП, можно все время повторять фразу «мне нравится на механике». Основные конструктивные элементы этого ящика:
- Схватить. Это стандартное механическое сцепление, знакомое нам, гидротрансформатора нет, как у АКПП, в нем нет ATF;
- Первичный (основной) вал. В нем жестко закреплены шестерни, которые постоянно вращаются вместе с ним. Сам вал соединен с механизмом сцепления;
- Вторичный вал (ведомый). На нем также установлены шестерни (тот же номер, что и на первичном валу), но они не закреплены жестко, а могут свободно вращаться. Вторичный вал соединен с главной передачей и передает вращение на колеса автомобиля;
- Синхронизация дисков. Его задача — застопорить нужную шестерню на ведомом валу и, таким образом, зацепить нужную шестерню;
- Приводы. Это механизмы, отвечающие за включение/выключение сцепления и подключение необходимых синхронизаторов. Здесь их нет в механической коробке.
Устройство роботизированной коробки передач с одним сцеплением
» data-image-description=»» data-image-title=»роботизированная коробка с одним сцеплением» data-image-meta=»{» data-comments-opened=»1″ data-orig-size=»764,468″ data-orig-file=»https://i0.wp.com/vaznetaz.ru/wp-content/uploads/2019/09/роботизированная-коробка-с-одним-сцеплением.jpg?fit=764%2C468&ssl=1″ data-permalink=»https://vaznetaz.ru/robotizirovannaya-korobka-peredach-rkpp/attachment/robotizirovannaya-korobka-s-odnim-scepleniem» data-attachment-id=»9964″ aperture?:?0?,?credit?:??,?camera?:??,?caption?:??,?created_timestamp?:?0?,?copyright?:??,?focal_length?:?0?,?iso?:?0?,?shutter_speed?:?0?,?title?:??,?orientation?:?0?}?=»»>
Роботизированная коробка передач с одним сцеплением
Принцип работы роботизированной коробки с однодисковым сцеплением также не сильно отличается от работы механической коробки передач:
- Когда водитель переключает передачу, сервопривод выключает сцепление. Входной вал отделен от двигателя, поэтому можно включить шестерню;
- После этого второй сервопривод (привод) подключает синхронизатор к нужной шестерне на ведомом валу. Вместо того, чтобы свободно вращаться на валу, шестерня блокируется синхронизатором;
- Затем автоматика включает сцепление, шестерня на ведомом валу начинает двигаться синхронно с парной шестерней на первичном валу. Зубчатая пара передает крутящий момент на ведомый вал.
Работа роботизированной коробки передач со сцеплением
Как приводы активируются? Для этого используется электрический или гидравлический привод.
Электропривод обычно представляет собой шаговый двигатель с шестеренчатым механизмом, который включается в нужное время и в нужное время.
Гидравлический привод приводится в действие упорными электромагнитными клапанами, воздействующими на сервомеханизмы через жидкость. В связи с тем, что используются не только гидравлические, но и электрические компоненты, его второе название – электрогидравлический привод.
Блок управления получает не только команды от водителя, но и данные от ABS, ESP, датчиков оборотов двигателя и т.д. Однако, как бы ни была качественна система управления однодисковым сцеплением, провалы при переключении передач все равно ощущались. Это не спортивная коробка.
Устройство и принцип работы РКПП с двумя сцеплениями
Устройство роботизированной коробки передач с двумя сцеплениями
» data-image-description=»» data-image-title=»принцип работы РКПП с двойным сцеплением» data-image-meta=»{» data-comments-opened=»1″ data-orig-size=»800,450″ data-orig-file=»https://i0.wp.com/vaznetaz.ru/wp-content/uploads/2019/09/принцип-работы-РКПП-с-двойным-сцеплением.jpg?fit=800%2C450&ssl=1″ data-permalink=»https://vaznetaz.ru/robotizirovannaya-korobka-peredach-rkpp/attachment/princip-raboty-rkpp-s-dvojnym-scepleniem» data-attachment-id=»9960″ aperture?:?0?,?credit?:??,?camera?:??,?caption?:??,?created_timestamp?:?0?,?copyright?:??,?focal_length?:?0?,?iso?:?0?,?shutter_speed?:?0?,?title?:??,?orientation?:?0?}?=»»>
Устройство роботизированной коробки передач с двумя сцеплениями
Преселективный робот: так называется этот тип СЛР. И хотя многое из «механики» сохранилось, большая часть конструкции выполнена по новому принципу. Основные элементы конструкции:
- Первичный (внешний) вал с четными шестернями. Это полый вал, на котором жестко закреплены шестерни № 2, 4 и 6;
- Нечетные шестерни входного вала (внутренние). Он вставлен во внутреннюю полость внешнего вала и несет шестерни № 1, 3, 5, 7 (при наличии) и заднего хода;
- Два механизма сцепления, каждый для отдельного карданного вала. Каждая из них управляется отдельно и может быть включена или отключена в любой момент;
- Две ведущие оси (вторичные). Каждая из них имеет шестерни, синхронизаторы и главную передачу;
- Гидроблок;
- Приводы сцепления и переключения передач.
Работа коробки двойного сцепления сильно отличается от работы первых моделей с механической коробкой передач:
- При включении передачи включается сцепление: работавший карданный вал отсоединен от двигателя, другой, наоборот, подключен. Если это стартер, то включена муфта нечетного вала;
- Следующая шестерня на ведомом валу соединена с валом, который в данный момент отсоединен от двигателя. Пока не зацеплен, так как приводной вал не вращается, а зацепление готово;
- При переключении передач ось, работавшая до этого, отключается от двигателя, а муфта второй подключается. И в него уже включена нужная передача.
Таким образом, коробка сама готовит передачи, которые могут понадобиться в следующий момент. Чтобы не было паузы, сцепление работало быстро и четко. Никаких пауз включения/выключения сцепления, никаких падений мощности. Наглядно принцип работы вы можете увидеть на видео ниже.
Этот тип ящика назывался преселективным, то есть предварительно выбирающим следующий ход.
В качестве привода в основном используется гидросистема — нет смысла делать такую быструю коробку передач и полностью терять ее влияние на задержки в работе электродвигателя.
Преселективные коробки бывают с «сухим» и «мокрым» сцеплением. Первый вариант – стандартная конструкция, второй – когда внутри картера коробки передач находится трансмиссионная жидкость. Мокрое сцепление хорошо работает в спорте, потому что оно лучше охлаждает и защищает механизм.
Режимы работы
Управление коробкой передач водителем сводится к выбору режима селектором:
- Нейтраль обозначается как «N». В этом режиме двигатель работает, но крутящий момент на колеса не передается. Включать перед поездкой, после остановки, при длительной стоянке.
- Движение вперед обозначается буквами «A/M», «E/M» или «D». После активации этого режима отпустите педаль тормоза и нажмите педаль акселератора. Машина движется вперед, автоматически изменяя скорость в зависимости от ускорения или замедления.
- Ручное управление обозначено буквой «М». Автомобиль движется вперед, водитель самостоятельно переключает передачи нажатием подрулевых лепестков или селектора в положение «+» или «-». В этом случае изменение происходит только в один шаг.
- Движение задним ходом обозначается буквой «R». Выбрав этот режим, вы можете вернуться назад.
- Некоторые МКПП могут иметь «зимний» и «спортивный» режимы».
Концепция роботизированной коробки передач.
Есть и некоторые особенности при вождении, к которым водитель должен привыкнуть, иначе он попадет в неприятные ситуации.
Это следующее:
- Движение в автоматическом режиме предполагает дороги с хорошим покрытием. Проехав летом по грязи, а зимой по глубокому рыхлому снегу, вы рискуете заглохнуть. Алгоритм будет выдавать неверные команды и шестерни будут включаться неправильно. Такие ситуации увеличивают износ деталей и механизмов, что увеличивает риск поломок.
- Педаль акселератора должна нажиматься плавно, ни в коем случае не упираться в пол. Необходимо контролировать обороты двигателя, фиксировать моменты переключения передач и не допускать лишнего газа.
- Если в автомобиле нет помощи при трогании на подъеме, следует сделать то же самое, что и при использовании механической коробки передач: использовать стояночный тормоз, чтобы предотвратить откат назад.
- Во время длительных остановок (более 60 секунд) на светофоре или в пробке следует перевести селектор в «нейтральное» положение».
- Для длительной остановки на стоянке сначала установите селектор в «нейтраль», затем включите стояночный тормоз, затем отпустите педаль тормоза и выключите двигатель.
- Каждый производитель указывает, как часто ЭБУ следует перекалибровывать по пробегу (это также называется инициализацией или обучением). Это необходимо делать из-за износа диска сцепления. Процедуру следует проводить каждые 10 000-15 000 км.
- Зимой, когда температура воздуха низкая, для прогрева коробки требуется ровно столько же времени, сколько и для двигателя.
Основные отличия РКПП от АКПП
Оба типа трансмиссии выполняют одну и ту же функцию: освобождают водителя от необходимости переключать передачи во время движения автомобиля.
Но в связи с тем, что это конструктивно разные механизмы, они отличаются друг от друга по эксплуатации и обслуживанию:
- В автоматических коробках передач ATF является частью рабочего механизма. В МКПП есть масло для смазки механических узлов, но его в разы меньше по объему. Кроме того, его нужно менять гораздо реже.
- Автомобиль с роботом динамичнее в движении и потребляет меньше топлива. Потому что вес и габариты машины превышают таковые у робота, а переключение передач в МКПП происходит быстрее.
- Управление автомобилем с автоматической коробкой передач намного комфортнее, ведь передачи переключаются плавно, а роботизированная коробка не может поглощать такие рывки.
- Износ сцепления происходит медленнее, чем износ диска сцепления.
- В роботизированной коробке можно перейти на ручное управление. Он не полный, т.к переключение производится только в одном положении и изменить, например, с 2 сразу на 4 нельзя. Но машина такой возможности водителю не дает.
Как отличить автомат от робота визуально
Автовладельцы и опытные механики прекрасно знают, как визуально отличить автоматическую коробку передач от робота.
Специалисты утверждают, что рычаг селектора поможет внешне определить, какая коробка передач у автомобиля. Если посмотреть на автокадр, то можно увидеть следующие позиции кулис:
- «П» — стоянка;
- «Н» — нейтральный;
- «Р» — назад;
- «Д» — двигаться вперед.
Наличие других положений зависит от модели машины.
Если посмотреть на роботизированную трансмиссию, автовладелец увидит:
- «Н» — нейтральный;
- «Р» — назад;
- «Д» — двигаться вперед.
Положение «Стоянка» может отсутствовать на роботе. Но роботизированная коробка не похожа на автомат не только внешне.
Чем отличается робот от АКПП более подробно в следующих блоках.
Обычный автомат
Выбирая транспортное средство с одним из типов АКПП, нужно знать, что такое автомат и робот и из чего каждый из них состоит.
Автомобили с автоматической коробкой передач считаются более надежными, чем автомобили с вариатором или роботом.
Конструкция АКПП
Автоматическая коробка передач состоит из гидротрансформатора, планетарного редуктора, гидроблока.
Элемент автомата | За что он отвечает |
Гидротрансформатор состоит из реактивного и турбинного колес, центробежного насоса, обгонной и блокировочной муфт | Отвечает за плавное переключение передач, выполняет функцию сцепления |
Планетарный редуктор состоит из редукторов и фрикционных дисков, тормозной ленты | Передает мощность через систему различных вариантов включения передач, переключений |
Устройство АКПП, как видно из таблицы, проще, чем у робота. Еще одно отличие от робототехники – большое количество ступеней передаточного числа. Благодаря им снижается расход топлива автомобиля.
Отличие робота от АКПП заключается в принципе работы АКПП. Переключение передач происходит без перерыва, когда двигатель достигает полных оборотов на одной из передач и масляная система находится под давлением для переключения передач.
Принцип заключается в следующем:
- Преобразователь крутящего момента изменяет крутящий момент.
- Смазка поступает от насоса к турбинному колесу.
- Колесо переносит его в реактор.
- Поток масла становится все больше и скорость вращения крыльчатки увеличивается.
- Срабатывает обгонная муфта, заставляя реактор вращаться.
- Сцепление переключает передачи между планетарными шестернями.
А гидроцилиндры, обеспечивающие работу вышеперечисленных процессов, управляются электронным блоком.
Как уже было описано, автоматическую коробку передач можно отличить от робота по следующим положениям ручки на селекторе:
- Р — «Парковка»;
- Р — «Реверс»;
- Н — «Нейтральный»;
- Д — «Двигаться вперед»;
- L — «Принудительное понижение передачи».
Положительные стороны и отрицательные
Как и все устройства, машина имеет свои положительные стороны и свои отрицательные стороны. К преимуществам автоматической коробки передач относятся:
- надежность;
- простое управление;
- отсутствие периодической замены сцепления;
- экономичный расход топлива;
- не отскакивает при размещении на склоне.
Есть у машины и отрицательные характеристики, которые складываются из следующих параметров:
- высокая стоимость при замене машины;
- высокая стоимость ревизии;
- машину с пулеметом нельзя завести с толкача;
- низкий КПД из-за гидротрансформатора. Последний потребляет почти половину мощности устройства;
- срок службы устройства короткий.
Роботизированная коробка передач
Начинающие автовладельцы часто не понимают, что это такое — робот и чем он отличается от обычной машины. Дело в том, что МКПП – это по сути МКПП, которой управляет электронный блок.
Роботизированная коробка передач, в отличие от АКПП, делится еще на два подвида:
- Механическая коробка передач с электронным блоком или простой робот. Этот тип был разработан первым, поэтому имел много отрицательных сторон. Он попал в мясо при больших промежутках времени между переключениями передач в АКПП автомобиля. Водитель чувствовал эти провалы, как вечные толчки и толчки при разгоне.
- Та же коробка только с двумя системами сцепления или преселективной. Это первый, более совершенный тип МКПП. Устанавливается на гоночные автомобили. Два вала сцепления позволяют переключать передачи в момент работы предыдущей передачи.
Бюджетные варианты роботов со вторым типом не очень удачны. Например, в Opel или Ford с механической коробкой передач производители заменили гидронасосы шаговыми двигателями. В результате водитель постоянно ощущает рывки и задержки при переключении передач. Хотя специалисты отмечают, что аналогичный робот устанавливается на ту же Toyota Corolla, но эти недостатки отсутствуют.
Конструкция РКПП
По конструкции отличие робота от автомата заключается в следующем:
- две механические оси, которые находятся одна внутри другой. У каждого из них своя муфта;
- привод или сервопривод: электрический или гидравлический. При использовании первого все исполнительные команды выполняются сервоприводами. Если есть гидромеханический узел, то он выполняет роль сцепления. Если установлен гидропривод, то он управляется гидроцилиндрами, которые, в свою очередь, управляются электромагнитными клапанами;
- электронный блок. Эта система управляет исполнительными механизмами и следит за датчиками коробки передач робота. Он совмещен с бортовым компьютером.
В отличие от автоматической коробки передач, на роботе передачи переключаются быстрее. Например, в Volkswagen DSG переключение передач происходит за сотые доли секунды.
Отличить робота от автомата можно также по преимуществам, которые дает его использование, и по отрицательным сторонам.
Преимущества и недостатки
Роботы, установленные на машинах, имеют следующие преимущества:
- прост в обслуживании;
- экономичный расход смазывающей жидкости за счет отсутствия гидротрансформатора;
- мгновенное переключение передач;
- низкий расход топлива;
- высокая динамика.
Есть и недостатки роботизированной системы:
- некачественное плавное переключение передач;
- водитель чувствует задержки при смене скорости;
- непредсказуемость в поведении в сложных дорожных условиях;
- переход в нейтральное положение на каждой остановке;
- ресурс робота уменьшается с каждым промахом.
Специалисты отмечают, что постоянное движение со скольжением приводит к износу не только робота, но и мотора. Поэтому МКПП в первую очередь предназначены для городского движения.
Какую коробку выбрать
Специалисты подсказывают автолюбителям, что при выборе коробки – робот или автомат следует исходить из трех кит, на которых строится система вождения:
- комфорт в путешествии;
- надежность передачи;
- цена редуктора.
Если исходить из того, что лучше для водителя, то есть комфорта, то рекомендуется автомат. Если при выборе трансмиссии автовладелец больше склоняется к экономичности, то следует отдать предпочтение роботу.
Внимание РКПП! По надежности эти трансмиссии не уступают друг другу. Автомат и робот менее надежны в той же степени, что и простая МКПП. Несмотря на это, специалисты по-прежнему отдают предпочтение АКПП. Так как он считается более предсказуемым, чем роботизированная коробка передач.
МКПП не предназначены для загородных поездок без ровных дорог с твердым покрытием. Однако для тех, кто любит быструю езду, различные маневры, следует выбирать преселективную трансмиссию.
И еще один немаловажный момент, который не стоит игнорировать начинающим автомобилистам, особенно юным. Правильная эксплуатация АКПП и ежемесячное ее обслуживание позволит любой трансмиссии прослужить не только положенный срок, но и больше его.
Автоматическая коробка передач
Если вовремя доливать и менять масло, избегать холодных пусков и длительных пробуксовок, то и автомат, и робот позволят водителю снизить затраты на капитальный ремонт.
Особенности использования
Рассмотрев плюсы и минусы роботизированной коробки передач, следует обратить внимание и на особенности ее использования.
-
-
- В первую очередь при эксплуатации важно понимать, чем робот отличается от обычных АКПП. На практике это означает, что холостой ход в пробках или на светофорах в режиме «D» крайне нежелателен в МКПП с одним сцеплением. Условно в этом случае можно представить водителя на машине с МКПП, который вместо того, чтобы выключить передачу и поставить коробку на нейтралку, просто выжал сцепление. В результате быстро выходит из строя выжимной подшипник и сокращается срок службы других элементов.
Также рекомендуем прочитать статью о том, что нужно знать о масле в роботизированной коробке передач. В этой статье вы узнаете, когда и как менять масло в роботизированной коробке передач, а также на что обращать внимание и как часто менять трансмиссионное масло в роботизированной коробке передач. - Что касается преселективных коробок передач, то при коротких остановках не обязательно переводить коробку передач в нейтральное положение. В этом случае нужно сильнее нажать на тормоз, чтобы электроника разомкнула сцепление. Также при движении в пробках, на частых подъемах и спусках оптимально переключаться с автоматического на ручной режим. Этот ручной режим управления коробкой-роботом есть на каждой МКПП. По сути, передачу выбирает сам водитель, как и механика, при этом коробка не будет переключаться вверх-вниз (например, при движении на малой скорости, при неравномерном темпе езды и т д.), что предотвращает преждевременный износ сервоприводов.
- На однодисковых роботах можно немного сгладить рывки, «настроив» алгоритмы коробки и стравливая газ перед переключением.
- Если машина движется в гору, оптимально перейти в ручной режим, что предотвращает перегрев сцепления и его неожиданное размыкание.
- Следует помнить, что при попытке двигаться в гору не у всех роботов есть возможность избежать отката. Другими словами, при попытке трогаться в гору на роботизированной коробке передач следует использовать стояночный тормоз (ручник).
- В первую очередь при эксплуатации важно понимать, чем робот отличается от обычных АКПП. На практике это означает, что холостой ход в пробках или на светофорах в режиме «D» крайне нежелателен в МКПП с одним сцеплением. Условно в этом случае можно представить водителя на машине с МКПП, который вместо того, чтобы выключить передачу и поставить коробку на нейтралку, просто выжал сцепление. В результате быстро выходит из строя выжимной подшипник и сокращается срок службы других элементов.
-
Признаки неисправности
Как и любой механизм, роботизированная коробка в процессе эксплуатации подвержена износу и может сломаться. Поломки делятся на механические и контрольные. У каждого свои проявления.
Признаки механической неисправности:
- пробуксовка при движении по ровной твердой дороге свидетельствует об износе диска сцепления;
- если передачи не переключаются, это может свидетельствовать о выходе из строя исполнительных механизмов;
- посторонние шумы при движении могут быть вызваны рядом причин, и для выявления неисправности необходимо провести диагностику узлов и механизмов;
- повышенные рывки при переключении передач могут возникать из-за износа и разрушения зубчатых соединений на валах коробки, износа вилок выбора передач;
- загоревшаяся лампочка Check Engine на панели приборов указывает на необходимость компьютерной диагностики.
Признаки ошибок в ЭБУ:
- режим работы робота сбит, переключения передач происходят неправильно и не вовремя;
- рывки при переключении передач становятся сильнее;
- когда селектор выбирает положение вперед или назад, автомобиль не движется;
- загорается лампочка проверки двигателя.
Чтобы выяснить, что стало причиной проблемы, нужно провести правильную диагностику с помощью специального оборудования.
Техобслуживание роботизированной трансмиссии
Чтобы роботизированная коробка передач прослужила как можно дольше, ее необходимо проверять и диагностировать на СТО с периодичностью примерно раз в 50 тысяч километров, где есть специальное оборудование и квалифицированные специалисты.
Если не соблюдать правила, трансмиссия выйдет из строя раньше времени и тогда ремонт будет стоить дороже.
Не рекомендуется проводить самостоятельный ремонт МКПП – неквалифицированный коммерческий подход может полностью разрушить коробку, и тогда ее придется полностью менять.
Советы по выбору трансмиссии
- Автоматическую коробку передач стоит выбрать, если комфорт имеет для вас первостепенное значение.
- Роботизированные трансмиссии дешевле по всем параметрам: стоимость коробки и самой машины, ремонт, обслуживание, расход топлива и масла.
- С точки зрения надежности нельзя сделать однозначный выбор между автоматом и роботом, так как ни одна из этих коробок не является столь надежной, как механическая.
Актуальность коробки в России
Автомобили с коробками-роботами пользуются хорошим спросом у наших автомобилистов. Опросы показывают, что доля россиян, готовых купить автомобиль с механической коробкой передач, колеблется в пределах 15-20%. При этом следует отметить, что доля желающих использовать классический слот все же в 2 раза выше.
В крупных городах состоятельные слои населения выбирают АКПП из-за более комфортного вождения и гораздо меньшего количества проблем, связанных с эксплуатацией в условиях частых пробок. К тому же цены на автомат и хороший преселективный агрегат находятся на одном уровне. Но, если цена на топливо продолжит расти, многие предпочтут автомобиль с механической коробкой передач (потому что он дешевле в эксплуатации), особенно когда путешествие не ограничивается маршрутом от работы до дома.