Схема переключения передач в механической коробке для чайников: как пользоваться расположением скоростей

Содержание
  1. О механике и автоматах
  2. Для чего нужна механическая коробка передач
  3. Предназначение педалей в автомобиле с МКПП
  4. Назначение передач
  5. Варианты расположения скоростей
  6. Устройство механической коробки передач
  7. Сцепление
  8. Шестерни и валы
  9. Синхронизаторы
  10. Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы
  11. Трехвальная КПП: устройство и принцип работы
  12. Принцип работы МКПП
  13. Немного о синхронизаторе МКПП
  14. Виды механических КПП
  15. Скоростные диапазоны движения
  16. Основы вождения с механической коробкой
  17. Водительское место
  18. Приборы
  19. Педали и рычаги
  20. Схема переключения скоростей на МКПП
  21. Начало движения
  22. По прямой
  23. В гору
  24. С горы
  25. Разгон
  26. Маневрирование
  27. Повороты
  28. Задний ход
  29. Когда выполнять переключение
  30. Как переключаться и слушать двигатель
  31. Процесс переключения
  32. Обгон на механике
  33. Переход на более низкую передачу
  34. Как правильно ездить на механике в пробках
  35. Торможение двигателем на механической коробке передач
  36. Способы безопасного торможения:
  37. Парковка
  38. Остановка
  39. Основные ошибки новичков — чего следует избегать
  40. Как трогаться на механике правильно и не заглохнуть
  41. Важно знать как плавно трогаться на механике
  42. О том как быстро трогаться с места на механике
  43. Как трогаться в горку на механике с ручником
  44. Без ручника как правильно трогаться на механике в горку
  45. Распространенные ошибки при подъеме на горку
  46. Как ездить на механике без вредных привычек
  47. Рука на ручке КПП
  48. Недовыжатое сцепление
  49. Включение задней передачи при езде
  50. Критическое торможение с помощью двигателя
  51. Переключение передачи без выжима сцепления
  52. Понижать передачу сразу на две ступени
  53. Переключение передач по приборам и на звук
  54. Важные нюансы
  55. На что обратить внимание при езде на механике
  56. Секреты экономичности
  57. Чего нельзя делать с МКПП
  58. Преимущества и недостатки МКПП
  59. Механическая коробка для «чайников». 9 важных деталей
  60. Как новичку научиться управлять механикой

О механике и автоматах

Несмотря на то, что автоматические коробки передач уже не являются диковинкой для наших сограждан, традиционная механика по-прежнему популярна и широко распространена. Чтобы не пришлось тратиться на новую коробку передач, важно понимать основные правила и приемы плавного переключения передач.

Механика предназначена для плавного и равномерного распределения крутящего момента, создаваемого двигателем. Механическая коробка передач, которую принято называть механической, обычно включает 4-6 различных скоростей, но чаще всего в современных автомобилях их 5, не считая скорости заднего хода, которую еще называют реверсом. Сцепление является связующим элементом между двигателем и коробкой передач. В муфте с постоянно вращающимся коленчатым валом находится первичный вал коробки передач. Именно муфта позволяет без рывков разъединять эти узлы и подключать их заново.

Несколько советов, как научиться правильно переключать передачи на механике во время движения

Для чего нужна механическая коробка передач

Прежде чем перейти к сути рассматриваемой темы, целесообразно вспомнить, что такое коробка передач (МКПП) в ее классическом варианте.

Его ключевая функциональная задача хорошо известна: он предназначен для распределения мощности двигателя по ведущим мостам автомобиля. В отечественных и зарубежных автомобилях чаще всего проектируется МКПП, имеющая разное количество ступеней. Самыми распространенными при этом со временем стали 5-ступенчатая коробка передач и задний ход. В этой коробке обязательно используется сцепление, являющееся связующей цепью в звене «двигатель-трансмиссия».

Приблизительную схему его работы можно упростить следующим образом. Поэтому первичный вал МКПП находится в постоянном контакте (зацеплении) с постоянно вращающимся коленчатым валом двигателя. Подключение шестерен нужной скорости требует приостановки на доли секунды вращения коленчатого вала. Такая миссия возложена на сцепление. Вот почему процесс переключения передач невозможен без полного нажатия на педаль сцепления.

Предназначение педалей в автомобиле с МКПП

Во избежание путаницы и привыкания на всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентично.

Перед ногами водителя находятся 3 педали:

  • Педаль сцепления крайняя слева. Его функция заключается в передаче крутящего момента от двигателя к колесам. Всегда нажимается при смене ступеней. Выжимать надо до земли, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления эквивалентна нейтральной ступени — она обеспечивает разрыв связи между двигателем и колесами.
  • Педаль тормоза расположена посередине, ее функция заключается в торможении автомобиля, когда вы наступаете на нее, прижимая колодки к дискам и барабанам тормозной системы.
  • Педаль акселератора (газа) — крайняя правая. Он регулирует подачу топливной смеси, открывая (нажимая педаль) или закрывая (нажимая) дроссельную заслонку. Давление на педаль вызывает увеличение количества топливной смеси и, как следствие, увеличение скоростного режима. Спуская «газ» или уменьшая давление — происходит падение оборотов и оборотов двигателя.

Необходимо поставить ноги на педали, как на рисунке ниже.

Назначение передач

Каждый этап необходимо использовать для движения по определенным параметрам. Несмотря на различия между машинами по мощности, динамическим характеристикам и другим параметрам, существуют общие принципы выбора ступеней и необходимых для этого условий.

При переходе на любую ступень обороты двигателя должны быть в пределах 2500-3000 об/мин. — при тихой ровной езде и 3500-4500 об/мин. — при ускорении или более динамичной езде.

Передачи и их характеристики при спокойном движении (на примере пятиступенчатой ​​МКПП):

  • Реверс ®. Задняя часть используется для выполнения некоторых маневров при движении задним ходом: стоянка и выезд, маневрирование при объезде препятствий и других ситуациях. Движение осуществляется с не полностью выжатой педалью сцепления для безопасности движения.
  • Мертвая точка. Рукоятка коробки передач находится в свободном положении посередине, это проверяется поворотом рукоятки вправо и влево. Легкое покачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывая связь между двигателем и колесами — холостой ход.
  • Первая передача (1). Используется для начала движения (вперед). Максимальный диапазон скоростей в движении 50-70 км/ч, но переход на следующий предпочтительнее на 15-25 км/ч.
  • Второй перенос. Подходящий диапазон скоростей 20-50 км/ч, желательно перейти на следующие 40-50 км/ч. Одна из важнейших и наиболее часто используемых ступеней, особенно при езде по городу и в сложных условиях (бездорожье, крутые спуски).
  • Третья передача. Подходящий диапазон составляет 40-70 км/ч. Переход на 4-ю ступень происходит при 60-80 км/ч.
  • Четвертая передача. Предназначен для движения в диапазоне скоростей 60-90 км/ч. Используется при движении по дорогам с небольшим трафиком (в городе или на трассе).
  • Пятая скорость. Используется для плавного движения по дороге или скоростной автомагистрали со стабильной скоростью выше 90 км/ч. Рекомендуется переход на 5 ступень при скорости 90-100 км/ч. Возможен правильный режим работы двигателя и сниженный расход топлива на скорости 90-110 км/ч.

Внимание! Чем больше мощность у транспортного средства, тем выше должна быть скорость для увеличения шагов.

Ссылка. У автомобилей с дизельным двигателем диапазон оборотов намного ниже, чем у бензиновых двигателей. Это связано с особенностью двигателя и достижением максимального крутящего момента (а значит и большей мощности) при меньших оборотах, поэтому дизельные двигатели имеют более высокий крутящий момент и являются более мощными.

Варианты расположения скоростей

1) Задняя ступенька параллельна первой. При отсутствии специальной защиты выбора задней ступени (кнопка на ручке или ее нажатие) начинающий водитель может перепутать заднюю с первой, выбрав и начав движение не в том направлении, что может привести к аварии.

2) Найдите шаг назад напротив пятого, который предостерегает от старта в неправильном направлении.

Управление транспортным средством с механической коробкой передач имеет множество своих нюансов, однажды освоив которые, водитель будет полностью контролировать автомобиль в любых условиях и не будет бояться водить машину в сложных условиях.

Устройство механической коробки передач

Секционный механизм
Устройство механической коробки передач

Конструктивно механическая коробка передач состоит из следующих элементов:

  • входной или приводной вал;
  • ведомый или выходной вал;
  • промежуточный вал (для 3-осевой МКПП);
  • шестерни первичного и вторичного вала;
  • механизм выбора передач;
  • муфты синхронизатора (синхронизаторы);
  • картер;
  • главная передача;
  • дифференциал.

При этом устройство и принцип работы двух- и трехвальной передачи отличаются друг от друга.

Сцепление

Сцепление является неотъемлемым компонентом механической коробки передач, отключая двигатель и коробку передач во время переключения передач без последствий для приводов. Проще говоря, сцепление снижает крутящий момент. Когда педаль сцепления нажата, двигатель автомобиля и колеса вращаются отдельно.

Сцепление предназначено для идеального соединения двигателя и колес. Он состоит из двух дисков, один из которых соединен с двигателем, второй с колесами. При отпускании педали сцепления диски сжимаются и начинают вращаться. Именно поэтому важна плавность при отпускании педали.

Шестерни и валы

В стандартных МКПП полуоси расположены параллельно, шестерни расположены на них.
Ведущий (первичный) вал соединен с маховиком двигателя через корзину сцепления, продольные выступы на нем перемещают второй диск сцепления и передают крутящий момент на промежуточный вал через жестко закрепленную ведущую шестерню.

На валу карданного вала расположен подшипник, к которому крепится конец вторичного. Отсутствие неподвижного соединения дает возможность валам независимо друг от друга вращаться в разные стороны и с разной скоростью.

На ведомом валу имеется полный набор различных шестерен, как жестко закрепленных, так и свободно вращающихся.

Синхронизаторы

Угловые скорости входного и выходного валов уравниваются с помощью синхронизатора и имеется возможность переключения ступеней. Синхронизаторы обеспечивают более плавную работу коробки передач и снижают шум.

Когда водитель включает передачу, сцепление переключается на нужную передачу. Во время движения усилие передается на одно из стопорных колец сцепления. Из-за разных скоростей между шестерней и муфтой конические поверхности зубьев взаимодействуют с помощью трения. Поверните стопорное кольцо до упора.

Зубья последней упираются в зубья муфты, в результате чего дальнейшее смещение муфты становится невозможным. Сцепление без сопротивления зацепляется с небольшим зубчатым венцом. Шестерня за счет такого соединения жестко блокируется муфтой. Этот процесс происходит за доли секунды. Синхронизатор обычно обеспечивает две передачи.

Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы

двухвальная механическая коробка передач
Схема двухвальной механической коробки передач

Этот тип коробки является наиболее распространенным. Крутящий момент двигателя через сцепление передается на первичный вал. В зависимости от конструкции конкретного редуктора часть шестерен на входном и выходном валах прикреплена к ним жестко, а часть является свободновращающейся. Также на каждой оси расположен как минимум один синхронизатор. Шестерни входного и выходного валов находятся в постоянном контакте друг с другом. Понять, какие из них неподвижные, а какие вращающиеся, очень просто: шестерни возле синхронизаторов всегда вращаются на оси.

Шестерня главной передачи жестко закреплена на ведомом валу. Крутящий момент от вторичного вала на колеса автомобиля передается главной передачей и дифференциалом. Последний обеспечивает вращение колес с разными угловыми скоростями.

Механизм выбора передач в двухвальной коробке передач расположен в картере коробки передач и состоит из вилки и тяг, приводящих в движение синхронизирующие муфты. Механизм снабжен защитой от одновременного включения двух передач.

Принцип работы двухвальной передачи следующий:

  1. В нейтральном положении рычага переключения передач крутящий момент от двигателя не передается на ведущие колеса, шестерни на осях переключаются свободно.
  2. Перемещая рычаг, водитель перемещает втулку синхронизатора с соответствующей вилкой через систему тросов или тяг.
  3. Муфта синхронизирует угловые скорости соответствующей шестерни и вала, на котором расположен синхронизатор.
  4. Муфта синхронизатора включает передачу, и крутящий момент начинает передаваться с первичного вала на вторичный вал.
  5. Происходит передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам с заданным передаточным числом.

Для передачи заднего хода используется дополнительная ось с промежуточной передачей заднего хода.

Схемы передачи крутящего момента для каждой из передач:

нейтральный

Нейтральное положение1-я передача

1-я передача2-я передача

2-я передача3-я передача

3-я передача4-я передача

4-я передача5-я передача

5-я передачаприлавок

Прилавок

Трехвальная КПП: устройство и принцип работы

Отличие трехосной механики от двухосной состоит в том, что здесь используются три типа осей. Кроме ведомого и главного вала используется еще и промежуточный вал.

Входной вал, соединенный со сцеплением, передает крутящий момент на промежуточный. Передача осуществляется через соответствующую шестерню, поэтому оси постоянно находятся в зацеплении.

Схема трехвальной коробки передач
Устройство трехосной механической коробки передач

Промежуточный вал параллелен первичному, на нем жестко закреплены все шестерни.

На одной оси с первичной находится вторичная ось. За это отвечает упорный подшипник на карданном валу, в состав которого входит выходной вал. При этом шестерни на ведомом валу могут свободно вращаться и не закреплены жестко на валу. Шестерни выходного вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала. Поэтому в нейтральном положении коробки передач крутящий момент первичного вала передается на промежуточную, а затем на шестерни вторичного вала. Но так как они свободно вращаются на оси, то машина не двигается.

Между шестернями на выходном валу расположены синхронизаторы, задачей которых является выравнивание угловых скоростей шестерен на выходном валу с угловой скоростью самого вала за счет сил трения.

Синхронизаторы жестко закреплены на валу и благодаря шлицевому соединению могут перемещаться по нему в осевом направлении.

В отличие от двухвальной коробки передач механизм переключения в трехвальной коробке передач расположен в корпусе коробки передач и состоит из рычага управления и тяг с вилками. Механизм также снабжен блокирующим устройством для предотвращения одновременного включения двух шестерен.

Вы также можете иметь пульт дистанционного управления. В этом случае механизм дистанционного переключения обеспечивается шарнирным звеном или тросами.

Принцип переключения передач в трехвальной коробке передач аналогичен принципу работы двухвальной коробки передач.

Принцип работы МКПП

Частота вращения коленчатого вала большинства двигателей внутреннего сгорания находится в пределах 800-8000 об/мин, а частота вращения автомобильных колес 50-2500 об/мин. Работа двигателя на малых оборотах не позволяет масляному насосу создавать нормальное давление, в результате чего возникает режим «масляного голодания», что способствует быстрому износу подвижных частей. Существует существенная разница между режимами вращения коленчатого вала двигателя и колес автомобиля.

Это несоответствие не может быть исправлено простыми методами, так как для разных ситуаций требуются разные режимы мощности. Например, в начале движения требуется больше мощности для преодоления инерции в состоянии покоя, а для поддержания скорости уже разгоняющегося автомобиля требуется гораздо меньше усилий. При этом чем меньше скорость вращения коленчатого вала двигателя, тем ниже его мощность. Коробка передач служит для преобразования крутящего момента, получаемого от коленчатого вала двигателя, в необходимый для данной ситуации режим мощности и передачи его на колеса.

Схема механической коробки передач

Картер более чем наполовину заполнен маслом для смазки шестерен, участвующих в работе

Принцип работы механической коробки передач основан на использовании пар шестерен с определенным передаточным отношением (отношением числа зубьев на двух взаимодействующих шестернях). Немного упрощенно, шестерня одного размера устанавливается на вал двигателя, а другая — на вал редуктора. Существуют различные типы механических коробок, основные из них:

  • Две оси. Используется на переднеприводных автомобилях.
  • Три оси. Устанавливается на автомобили с задним приводом.

Конструкция коробок состоит из рабочего и ведомого валов, на которых установлены шестерни определенного диаметра. За счет смены разных пар шестерен достигаются соответствующие режимы мощности и скорости. Бывают коробки из 4,5, 6 и более пар или шагов, как их называют. Большинство автомобилей имеют пятиступенчатую коробку передач, но нередки и другие варианты. Первая ступень имеет самое высокое передаточное число, обеспечивает максимальную мощность при минимальной скорости и используется для запуска автомобиля с места. Вторая имеет меньшее передаточное число, что позволяет увеличить скорость, но дает меньшую мощность и т д. Пятая передача позволяет достичь максимальной скорости на предварительно разогнанном автомобиле.

Переключение передач производится при отключенной связи с коленчатым валом двигателя (сцепление). Примечательно, что механическая коробка передач имеет возможность сразу переключаться с первой передачи на пятую. Обычно переход с высокой на низшую передачу происходит без существенных проблем, при переключении сразу с первой на четвертую двигателю, скорее всего, не хватит мощности и он заглохнет. Это требует от водителя понимания принципа переключения передач.

Немного о синхронизаторе МКПП

Синхронизатор служит для включения передач без стука за счет выравнивания угловых скоростей вала и шестерни. Конструктивно синхронизатор состоит из муфты, двух стопорных колец, трех сухарей и двух проволочных колец.

В процессе включения передачи вилка переводит сцепление на нужную передачу, где в первую очередь перемещается стопорное кольцо. Возникающая сила трения за счет разности угловых скоростей элементов поворачивает стопорное кольцо до упора. Дальнейшее движение муфты синхронизатора и зацепление происходит только после выравнивания угловых скоростей. Подробнее о синхронизаторе вы можете прочитать в нашей статье Устройство и принцип работы синхронизатора коробки передач.

Виды механических КПП

По количеству ступеней (передач) механические коробки в основном делятся на:

  • 4 скорости;
  • 5 скоростей;
  • 6 скоростей.

Самая распространенная механика – 5МТ, то есть пятиступенчатая коробка передач.

По количеству осей механические коробки передач делятся на:

  • две оси, устанавливаемые на переднеприводные легковые автомобили;
  • трехосные, устанавливаемые на заднеприводные автомобили, а также грузовые автомобили.

Скоростные диапазоны движения

Начнем по порядку. Первое правило, которое нужно запомнить: при переключении передач сначала нужно отпустить сцепление. Педаль отпускается после активации нужной скорости. Новичкам бывает сложно ориентироваться, и во время поворота они теряют контроль над транспортным средством.

Для того чтобы вовремя переключать передачи, сделать движение автомобиля более динамичным и экономичным, была разработана шкала так называемого диапазона скоростей. Итак, существует следующая градация, которая подсказывает, когда и с какой скоростью мы переводим рычаг коробки передач в следующее положение.

Несколько советов, как научиться правильно переключать передачи на механике во время движения

На фото указаны значения для самого интенсивного разгона. Для измеренного хода значения приведены ниже (это приблизительные значения, конкретные цифры зависят от передаточного числа трансмиссии вашего автомобиля):

  • 1-я передача, режим движения от 0 до 20 км/ч;
  • 2-я, 20–40 км/ч;
  • в-третьих, с 40 до 60 км/ч;
  • 4-я, 60–80 км/ч;
  • 5-я, более 80 км/ч.

Однако указанные ограничения скорости распространяются на транспортные средства без перевозимых грузов и при движении по дорогам с нормальным дорожным покрытием. Если вы едете по бездорожью или если машина дополнительно загружена, то приходится переключать передачи чуть позже, что дает автомобилю шанс на хороший разгон. Это особенно актуально в ситуациях, когда вам нужно подняться по крутому склону.

Основы вождения с механической коробкой

Прежде чем выехать на автомобиле на дорогу, следует потренироваться в вождении на ровной местности без интенсивного движения. В свое время каждого опытного водителя обучал автоинструктор по следующей схеме:

  • теория о месте водителя и механической коробке передач;
  • сесть в машину и отрегулировать кресло, рулевую колонку, зеркала заднего вида;
  • запуск в разных режимах и маневрирование.

Внимание: наиболее эффективна тренировка на автомобиле, МКПП которого отрегулирована и не имеет износа.

Водительское место

Управлять автомобилем с механической коробкой передач можно только самостоятельно настроив водительское сиденье:

  • после приземления кресло следует отрегулировать так, чтобы ноги свободно доставали до педалей;
  • наклон и вылет рулевой колонки подстраиваются под телосложение водителя;
  • затем регулируются наклон боковых зеркал заднего вида и центрального зеркала, расположенного в салоне.

Рекомендуется выполнять эти регулировки перед каждой поездкой. Так как в режиме парковки пешеходы могут задеть боковые зеркала. Перед тем, как научиться водить машину, следует потренироваться в переключении педалей и рычага переключения передач при выключенном двигателе.

Приборы

Начните обучение, как правильно собрать механику, с ознакомления с приборами на панели:

  • спидометр – определяет скорость движения;
  • тахометр – показывает скорость приводного вала;
  • указатель уровня топлива – указывает на степень заполнения бака бензином/дизельным топливом;
  • указатель температуры – показывает температуру антифриза в системе охлаждения.

Кроме того, на панели имеются индикаторные лампы основных узлов машины. Если какой-либо из них загорается, проблему необходимо устранить перед эксплуатацией машины.

Для автомобиля с механической коробкой передач основным прибором является тахометр, так как именно по скорости происходит переключение передач. В его отсутствие спидометр становится основным инструментом, поскольку скорость автомобиля также можно использовать для определения оборотов карданного вала.

Педали и рычаги

Чтобы получить навыки пользования МКПП, придется разобраться с педалями:

  • сцепление – предназначено для левой ноги водителя;
  • газ (акселератор) — педаль устанавливается под правой ногой пользователя на определенном расстоянии от сцепления;
  • тормоз – педаль также нажимается правой ногой, находящейся рядом с акселератором.

Такое расположение педалей в автомобиле снижает вероятность аварий и ошибок:

  • правая нога нажимает на акселератор или тормоз автомобиля, нажать их одновременно невозможно;
  • левая нога всегда на педали сцепления.

Основными нюансами вождения автомобиля являются:

  • газ – плавно нажимаем, резко отпускаем;
  • тормоз – сначала выбирается свободный ход, затем педаль нажимается плавно, в аварийной ситуации резко нажимается тормоз;
  • сцепление — для включения необходимо с любой интенсивностью полностью выжать, плавно отпускать педаль при трогании с места и разгоне — резко переключаться с высшей передачи на низшую.

Внимание: для комфортного вождения, особенно на первых порах, следует выбирать удобную обувь на подошве средней толщины: туфли (женские без каблука), сапоги, ботильоны. Это поможет «почувствовать» педаль сцепления и укрепить способность трогаться с места.

Машины с ведущим мостом (передним или задним приводом) оснащены только коробкой передач, поэтому переключение передач осуществляется одним рычагом. При наличии двух мостов добавляется раздаточная коробка, появляется второй рычаг.

Схема переключения скоростей на МКПП

Для начала стоит вспомнить схему переключения передач на механической коробке передач. Вы можете найти схему переключения передач в технической документации вашего автомобиля, но в большинстве случаев производители размещают ее схематически на рычаге переключения передач.

На фото вы видите схему переключения передач на рычаге МКПП

Потренируйтесь переключать передачи, включая ту или иную передачу, при заглушенном двигателе, остановленном. Обратите внимание, что рычаг переключения передач может двигаться точно по горизонтали и вертикали, но не под наклоном. Если вы попытаетесь сделать это под углом, отличным от 90 градусов, вы можете обнаружить, что переходите на совершенно другую передачу.

Самое сложное в этом деле для новичков – научиться четко «ловить» нейтральную передачу. Если вы сомневаетесь, что рычаг находится в нейтральном положении, покачайте его из стороны в сторону, он должен двигаться свободно.

Новичкам важно сразу усвоить, что при каждом изменении необходимо выжимать сцепление до конца. Это необходимо делать каждый раз перед перемещением рычага в любое положение.

Процесс запоминания будет успешно освоен только после того, как вы начнете менять скорость с закрытыми глазами. Только после этого стоит переходить к следующему этапу обучения, то есть к началу движения на механической коробке передач.

Начало движения

Для того чтобы сдвинуть с места автомобиль с механической коробкой передач, нужно выполнить последовательность действий:

  • нажать на педаль сцепления и перевести ручку в нейтральное положение;
  • запустите двигатель ключом и прогрейте его по температуре окружающего воздуха в течение 2 — 15 минут (лето, зима соответственно);
  • включить низшую передачу (первую;
  • плавно нажмите на педаль акселератора, плавно отпуская педаль сцепления с 2-секундной задержкой на полпути.

Внимание: Пока двигатель прогревается, педаль сцепления лучше несколько минут держать нажатой, чтобы масло внутри коробки быстрее прогрелось.

Затем нужно остановиться, заглушить двигатель, затем завести машину и еще несколько раз сдвинуться, чтобы получить безопасный старт. Техника подъема, спуска, поворота на перекрестке и движения прямо использует тот же принцип, что и выше, но с некоторыми дополнениями.

По прямой

Первое упражнение, которое запрашивает инструктор по вождению с механической коробкой передач, — это домашнее задание о том, как трогаться с места по прямой. Помимо вышеперечисленных операций, в этом случае следует обратить внимание на нюансы:

  • по идее и при сдаче экзамена нужно стартовать только на первой скорости, самой низкой;
  • однако в дальнейшем эта трансмиссия может выйти из строя, доехать до заправки можно тронуться на 2-й передаче, но только по прямой;
  • вы должны привыкнуть отпускать педаль сцепления на 2 секунды, так как более длительный период вреден для диска сцепления.

Запуск автомобиля — основа вождения, поэтому сначала учимся на ровной местности с уклоном максимум 4 градуса.

В гору

Ехать в гору на машине с МКПП намного сложнее, чем на автомате. После парковки на подъеме стояночный тормоз затянут полностью, передние колеса повернуты к бордюру, рычаг переключения передач обычно для безопасности ставится на 1, 2 или заднюю передачу, поэтому добавляется работа стояночного тормоза вышеуказанные действия:

  • после приземления и регулировки зеркал заднего вида завести двигатель, прогреть его по сезону;
  • при трогании в гору педаль сцепления нажимается сначала левой ногой, педаль тормоза нажимается правой ногой, рычаг переводится на 1 передачу ниже;
  • правая нога перемещается на педаль акселератора;
  • затем одновременно отпускается стояночный тормоз, плавно нажимается педаль акселератора и также плавно отпускается педаль сцепления.

Внимание: Машина должна немедленно двигаться вперед, не возвращаясь назад. В противном случае двигатель может заглохнуть.

Упражнение называется «облет», оно входит в обязательную программу при прохождении практической части подготовки на права.

С горы

Старт в горку — очень простое упражнение даже для новичков. Процедура здесь немного меняется:

  • после включения первой передачи правая нога давит на педаль тормоза;
  • «ручник» полностью отпущен;
  • правая нога перемещается на педаль акселератора;
  • автомобиль начинает катиться под гору, облегчая запуск.

Этот прием можно использовать при запуске двигателя внутреннего сгорания с полностью разряженной аккумуляторной батареей. Даже если 1 передача сломана, для старта с горы достаточно 2 передаточного числа и даже 3 передачи.

Разгон

После запуска автомобиль движется в следующем режиме:

  • разгон ДВС до 2500 – 3000 об/мин;
  • переход на более высокую передачу.

Однако, разобравшись с этим, нужно учитывать нюансы:

  • время переключения 2-4 секунды;
  • при движении в гору или на сильно нагруженной машине скорость будет падать, поэтому переключайтесь на 3000 об/мин;
  • при спуске с горы, наоборот, достаточно набрать 2500 об/мин;
  • в пробках и в пределах прямой видимости перекрестка нет смысла переключаться на высшую передачу, так как притормаживать сразу придется в любом случае;
  • на каждой передаче ДВС работает надежнее на средних оборотах, при этом трущиеся детали коробки передач испытывают меньшие нагрузки.

Для движения со скоростью от 40 до 60 км/ч лучше переключиться на 3 передачу, от 70 до 90 км/ч на 4 передачу и так далее. Не рекомендуется передавать на приводной вал обороты более 4000 мин-1.

Маневрирование

При обучении вождению для новичка на автомобиле с МКПП действует ограничение скорости 40 км/ч. Однако даже на такой низкой скорости вам, возможно, придется обгонять более медленные транспортные средства и перестраиваться на дорожной разметке.

Поэтому еще до того, как вы начнете обгон/перестроение, вам нужно убедиться, что интервал высокоскоростной передачи, который в данный момент использует водитель, достаточен, чтобы не мешать обгоняющему транспортному средству.

То есть, если перед вами едет автомобиль со скоростью 30 км/ч, у вас должна быть включена как минимум 3-я передача, на которой можно развивать скорость до 60 км/ч. Чтобы не мешать участнику движения впереди.

Повороты

Перед переключением передач убедитесь, что в непосредственной близости по направлению движения нет поворотов, так как это губительно для деталей коробки передач. Повороты необходимо преодолевать на уже совершенной скорости, не нарушая ее скоростного диапазона или 3000 об/мин.

Задний ход

Для движения задним ходом одновременно нажмите педали сцепления и тормоза. Рычаг МКПП переводится в положение, указанное на схеме рукоятки. Затем педали плавно отпускают, и автомобиль начинает двигаться задним ходом. Включайте передачу заднего хода только после полной остановки автомобиля. Не нажимайте сильно на акселератор, иначе автомобиль быстро наберет опасную скорость из-за высокого диапазона задней передачи. На некоторых моделях для включения нужно нажать на рычаг коробки передач сверху.

Когда выполнять переключение

Изменение должно быть плавным, но в то же время быстрым.

Многим справедливо интересно знать, когда именно необходимо переходить с одной скорости на другую. Хотя есть разные машины и коробки, есть средние показатели. А именно:

  • Первая передача предназначена в первую очередь для трогания с места и не используется для активной езды. Реальная скорость здесь от 0 до 20 километров в час;
  • Вторая скорость является разгонной и используется для движения на малой скорости в диапазоне от 20 до 40 километров;
  • На третью водитель должен переходить, когда требуется разогнаться с 40 до 60 километров в час;
  • Четвертый подходит для скорости от 60 до 80 километров в час;
  • Пятая и шестая скорости позволяют циркулировать со скоростью более 80 километров в час.

Эти цифры условны и усреднены, так как существует ряд других факторов, влияющих на вождение.

Представленная схема актуальна для автомобилей, которые не загружены и движутся по дороге без сопротивления в виде песка, глубокого снега или крутого склона. При наличии такого сопротивления рекомендуется чуть позже перейти на следующую передачу.

механическое переключение

Автолюбители и автоинструкторы разработали полезную памятку, которую рекомендуется запомнить новичку. Вывод следующий:

  • Всегда рекомендуется использовать первую передачу исключительно для трогания с места;
  • После старта нужно сразу включить вторую скорость;
  • Вторая передача служит дроссельной заслонкой на механической коробке передач;
  • Третий оптимален для обгона;
  • Четвертый лучше всего работает при езде в городских условиях;
  • Пятый и шестой используются для скоростных автомагистралей, автомагистралей и скоростных автомагистралей.

Также при необходимости можно переключаться вне очереди, переходя с высокой на низкую, чтобы замедлить работу двигателя.

В сети есть ряд наглядных видео о том, как правильно управлять рычагом переключения передач в автомобиле с механикой. Подробно рассматриваются как высшие, так и низшие передачи.

механические педали

Как переключаться и слушать двигатель

Итак, как правильно переключать передачи. Алгоритм выполнения сводится к следующим действиям. Важно только правильно понять и запомнить его последовательность:

  1. Резким движением ноги выжимаем педаль сцепления до конца. Отпустите газ.
  2. Быстро и плавно переводим рычаг нашей МКПП в необходимое положение, обязательно через нейтральное положение.
  3. Плавно убираем ногу с педали сцепления, а наоборот подаем газ, чтобы компенсировать потерю скорости автомобиля.
  4. Добавлено больше газа и увеличена скорость передвижения.

Важно уметь слышать обороты коробки передач и двигателя. Сначала на помощь придет тахометр с его показаниями. Для бензиновых двигателей нормальными являются обороты в районе 2000-3000 об/мин. Если это значение выше, то пора активировать следующую скорость. У дизельных силовых агрегатов этот же показатель несколько ниже – около 1500–2500 об/мин. Со временем вы приобретете способность определять этот момент на слух.

Процесс переключения

При движении по прямой и во время поворота водителю необходимо изменить текущую скорость, установленную в механике.

Делается это по определенному алгоритму, который можно представить следующим образом:

  • Выжиманием левой ноги педаль сцепления выжимается до земли;
  • при этом необходимо отпустить ногу с педали акселератора;
  • без проблем, но быстро выбрать нужную передачу на кассе;
  • путем передачи рычага вернуться сначала на нейтраль, а затем на требуемую скорость;
  • затем сцепление отпускается;
  • параллельно начинается работа педалью газа, чтобы не терять скорость и обороты;
  • после полного отпускания сцепления прибавляется хороший газ.

Жестких и быстрых ограничений на последовательность перехода скорости нет. Никто не заставляет вас переключаться в строго определенном порядке, с 1 до последней передачи.

как поменять МКПП

Но если вы будете пропускать скорости, вам придется тратить больше времени на разгон, и скорость начнет падать.

Обгон на механике

Когда будете осваивать коробку, имейте в виду, что низкие передачи самые мощные, но и они имеют низкий предел скорости. Как обогнать медленно движущийся автомобиль в городе или на трассе за городом, двигаясь с той же скоростью, что и он?

Здесь тоже есть заповедь: иди вперед, помедленнее. Текущая передача не всегда позволит быстро набрать необходимое для совершения маневра ускорение. Поэтому стоит переключиться на пониженную передачу и только после этого, убедившись в отсутствии препятствий, полностью вдавить педаль в пол.

На фото - обгон автомобиля

Помните, что при переключении на пониженную передачу и отпускании педали сцепления необходимо провести так называемую регазификацию. Например, двигаясь на 4-й передаче при двух тысячах оборотов и переходя на 3-ю передачу, затем отпуская сцепление, показания тахометра должны быть не менее 2500-3000. Достигнув крайних показаний тахометра, мы снова переключились на более высокую передачу, следуя инструкциям по ускорению, которые вы описали ранее.

Переход на более низкую передачу

Для движения в пробках или по скользкой дороге нужно уметь переключаться на более низкие передачи. Этот метод называется «торможение двигателем». Такое замедление более безопасно, чем использование педали тормоза.

Торможение двигателем в автомобиле с механической коробкой передач

Следует знать, что после включения нужной передачи обязательно отпускайте сцепление. Даже легкое давление на него со временем приведет к преждевременному износу.

Как правильно ездить на механике в пробках

Что нужно знать, чтобы правильно ездить в пробках? Мы уже убедились, что управлять автомобилем на автомате гораздо проще, хотя, как показывает практика, опытный водитель с удовольствием ездит на машине с механикой и не испытывает ни малейшего дискомфорта. Также считается, что механические коробки передач более надежны в эксплуатации. Давайте обсудим некоторые особенности механического вождения, которые должен знать каждый водитель.
Вы должны научиться правильно и вовремя переключать передачи, при этом педаль сцепления должна выжиматься быстро и до земли. Также, если вы не хотите слишком быстро «сжечь» сцепление, держать педаль наполовину нажатой во время стоянки в пробке не рекомендуется. Это также сохранит жизнь выжимному подшипнику.

Идеальным вариантом будет выжатое сцепление, положение рычага коробки передач в нейтральном положении и сам автомобиль на ручнике. Одной из основных проблем частых пусков в МКПП является перегрев сцепления, что может вызвать его термическую деформацию с последующим появлением вибраций. В пробке, где вообще нет необходимости в пуске от внешнего источника, целесообразно трогаться с минимальной добавкой газа или вообще без газа.

Торможение двигателем на механической коробке передач

Торможение двигателем может применяться в различных ситуациях, например:

  • При неисправности тормозной системы.
  • На крутых склонах.
  • Для снижения расхода топлива или износа тормозных колодок.
  • В плохих погодных условиях, например, при движении по обледенелому участку дороги и т.п.

На фото: вождение автомобиля по обледенелой дороге

Если вам нужно безопасно затормозить свой автомобиль, то торможение двигателем в этом случае лучше, чем педалью тормоза. Для этого нужно всего лишь аккуратно снять ногу с педали акселератора на текущей передаче. Скорость начнет снижаться, и вы сможете отказаться от использования тормозов.

Затормозить двигатель еще эффективнее поможет и постепенное переключение передач в механической коробке передач в обратном порядке – с высокой на низкую. Однако нельзя «прыгать» через много скоростей, максимум две. Потому что это может привести к аварии или серьезной неисправности.

Все эти действия, подкрепленные регулярной практикой, позволят вам полностью освоить МКПП и наслаждаться полным контролем над своим автомобилем.

Способы безопасного торможения:

  1. Торможение двигателем. Это лучший вариант, подходящий практически для любой ситуации. Его можно использовать как на мокрой, так и на обледенелой дороге, а также в случае отказа тормозов. Торможение достигается переключением передач и перегазовкой.
  2. Комбинированное торможение практически не отличается от первого метода. Но все описанные действия сочетаются с легким нажатием на педаль тормоза. Этот метод обеспечивает более быстрое торможение.
  3. Овердрайвное торможение. Используется на низкой скорости или в аварийных ситуациях. Для обычного вождения использовать этот способ не рекомендуется, так как он не самый безопасный из перечисленных.
  4. Комбинированное торможение с постоянным ходом. Делать это нужно осторожно: если двигатель потеряет тягу, водитель не сможет контролировать движение автомобиля.
  5. Жесткое торможение — используется в экстренных ситуациях, торможение достигается за счет одновременного включения тормоза и сцепления до полной остановки автомобиля.

Если правильно тормозить, можно уменьшить не только расход топлива, но и износ двигателя.

Парковка

Чтобы в полной мере научиться управлять автомобилем на городском цикле с механической коробкой передач, необходимо овладеть навыком парковки. Основные моменты этого упражнения:

  • боковая парковка осуществляется движением назад, так как это позволяет уменьшить радиус поворота автомобиля;
  • при парковке, 1 и движении задним ходом обычно используются боковые зеркала;
  • передачи включаются после окончательной остановки автомобиля педалью тормоза;
  • при стоянке на крутом склоне дополнительно используются стояночный тормоз и эстафета»;
  • после установки автомобиля включается стояночный тормоз;
  • на ровных участках включается нейтральная передача;
  • на крутых подъемах включается задняя или первая передача, колеса выкручиваются в сторону бордюра/тротуара.

При въезде в гараж или на парковку перпендикулярно бордюру задняя скорость включается только при выезде с парковочного места.

Остановка

При остановке на перекрестке или на тротуаре/тротуаре правила вождения автомобиля на механике подразумевают последовательность действий:

  • педаль сцепления выжата;
  • включена нейтральная передача;
  • педаль тормоза постепенно снижает скорость машины.

Предупреждение: Не рекомендуется останавливаться на перекрестках с выжатой педалью сцепления и включенной 1-й передачей. Это приводит к износу главного цилиндра сцепления и штоковой пружины.

Во время остановки для высадки/посадки пассажиров или выгрузки вещей включайте стояночный тормоз. Независимо от уклона дороги.

Основные ошибки новичков — чего следует избегать

Есть и другие рекомендации, позволяющие понять, для чего предназначена та или иная передача в МКПП. Первое необходимо для того, чтобы машина тронулась с места, второе для ускорения, третье для ускорения, для обгона. Четвертый и пятый используются соответственно для движения по городским дорогам и загородным трассам.Несколько советов, как научиться правильно переключать передачи на механике во время движения

Начинающие водители сталкиваются с одними и теми же типичными ошибками. Они не могут сказать на слух, что пора переключать передачи. Из-за этого двигатель работает на слишком больших оборотах, машина теряет скорость, теряется контроль над движением. Часто новички не могут сдвинуться с места из-за того, что слишком сильно выжимают педаль сцепления. В результате машина сжимается, останавливается. Это приводит к ускоренному износу некоторых деталей трансмиссии и сцепления. Новички часто опаздывают с включением второй передачи. Они двигают машину с места, а затем разгоняют ее, заставляя двигатель хрипло реветь. При этом он может быстро переключаться с 1-й на 2-ю передачу практически сразу после трогания с места.

Опытные инструкторы всегда учат новичков убирать ногу с педали сцепления, как только педаль отпущена. Прежде всего, в этом случае быстрее изнашивается сцепление. Во-вторых, нога устает намного больше. При этом положение стопы на земле дает водителю дополнительную точку опоры и не так сильно нагружает позвоночник. Новички часто грешат тем, что при смене режимов движения левая рука непроизвольно крутит руль, особенно если он находится не с той стороны.

Несколько советов, как научиться правильно переключать передачи на механике во время движения

Как трогаться на механике правильно и не заглохнуть

Важно знать как плавно трогаться на механике

Завести и не заглохнуть — одна из проблем всех новичков. Как поймать момент, когда нужно отпустить сцепление? Вы должны чувствовать вибрации автомобиля, одной ногой прибавлять газ, а другой плавно отпускать сцепление. Вот только с таймингом движений у новичков большие проблемы.

  1. Мы постепенно отпускали педаль сцепления и слушали (прислушивались, потому что, когда я осваивал эту премудрость, тахометры были очень редко) двигатель. Обороты начали (повторяю, только начали) падать.
  2. Здесь плавно добавляем газ и продолжаем очень медленно отпускать педаль сцепления. В случае снижения оборотов двигателя добавляется немного больше газа.

Не пугайтесь, машина уже начала движение, а педаль еще не полностью отпущена. Продолжайте медленно. Наконец, в точке «б» он может быть полностью отпущен, процесс включения сцепления завершен и дальнейшее управление скоростью будет происходить за счет одной лишь педали акселератора. И здесь, чем медленнее вы доведете его до мата, тем плавнее будет разгоняться ваша машина. Кстати, сейчас нет необходимости давать полный газ, так как тут же будет пониженная передача, но об этом мы поговорим в следующей главе. Если все это кажется вам слишком сложным, не пугайтесь.

как плавно двигаться в механике

Перечитывайте ее снова и снова, а затем, заглушив машину, попрактикуйтесь в нажатии на педаль сцепления, почувствуйте ее

Все встанет на свои места, и тогда вы сможете «мягко выжать сцепление, медленно открыть дроссельную заслонку». Мастер медленный разгон, но очень плавный. А когда вы делаете это автоматически, то, поверьте, сами того не осознавая, совершенно автоматически, но в крайнем случае, вы начнете довольно резко.

О том как быстро трогаться с места на механике

Чтобы стать гонщиком Формулы-1, некоторые делают следующее:

  • сначала двигатель вращается до предела,
  • то сцепление «выжимается»,
  • машина «летит» вперед.

Использование такого метода можно считать глупым, по крайней мере, в подавляющем большинстве случаев. В первую очередь нужно выбрать правильный диапазон оборотов двигателя, в котором крутящий момент будет выше. Вряд ли кто-то возит с собой техническую документацию, а оптимальное положение стрелки тахометра находится опытным путем. Как вариант, посоветуйтесь с владельцем такой же машины с похожим двигателем.

ПДД прямо не запрещает спортивное вождение. И все же недостатками законодательства (если их можно так назвать) не следует злоупотреблять. Начиная движение, следует как минимум убедиться в отсутствии препятствий и других факторов, мешающих двигаться вперед. В ситуациях, подробно не охваченных законом, никто не отменял необходимость руководствоваться здравым смыслом.
Практическая техника рывковых маневров хорошо известна маститым опытным водителям, которые на собственном опыте научились вставать на место в заднеприводной или переднеприводной машине.

Один из таких советов, как это делать в комплексе на мощном автомобиле с заднеприводной механикой: сцепление выжимается левой ногой, правая пятка давит на педаль тормоза, а правый носок давит на педаль акселератора. Этот формат необходимо применять синхронно и быстро, пока дело не будет успешно завершено. Главное, по мнению большинства тех, кто рекомендует этот формат, не допустить перегрева тормозов мощными отчаянными газами.

Как трогаться в горку на механике с ручником

Начинающие водители часто озабочены практическими занятиями, когда им предстоит сесть за руль автомобиля. Ведь им нужно не только усмирить «стального коня», но и пройти череду непростых испытаний. Почти все согласны с тем, что самое сложное испытание — это «горка». Даже достаточно опытные и продвинутые водители порой далеко не в состоянии пройти его с первого раза.

Перед началом теста вы должны теоретически подготовиться к тому, как начать восхождение на гору. Полученные знания помогут воплотить их в жизнь. Для этого нужно запомнить описанный ниже алгоритм действий, а в последующем уметь идти под откос в механике.

  1. Едем в гору, но не до конца, останавливаясь, чтобы еще было место для маневра;
  2. Тормозим педалью и, удерживая ее, поднимаем ручник в крайнее положение, утопив тормозные колодки. Отпустите педаль тормоза и переместите ногу на педаль газа. Автомобиль в это время должен держать стояночный тормоз. Внимание: он должен быть ремонтопригоден, поэтому проверьте его перед выполнением задачи;
  3. С холостого хода доводим обороты двигателя примерно до 2000-2500;
  4. Немного ослабляем сцепление, потихоньку подливаем бензин (ищем баланс);
  5. Мы отпустили стояночный тормоз (не резко!) и улучшили баланс, добавив газа, наконец, отпустив сцепление. И вот ты ушел!;
  6. В этот момент у начинающих водителей машина иногда глохнет. Секрет: убедитесь, что обороты двигателя не падают, когда вы находитесь на финальном этапе, и не отпускайте сцепление слишком быстро;
  7. Если вы застряли, оставайтесь на месте и как можно скорее включите стояночный тормоз. Это поможет предотвратить дальнейший откат автомобиля (особенно важно, если вас кто-то поддерживает на дороге сзади, а вы беспокойны и не знаете, что делать дальше).

как начать механику подъема в гору

Без ручника как правильно трогаться на механике в горку

В этом методе, то есть без использования стояночного тормоза, необходимо выполнить следующие шаги:

  1. при остановке на горке не пользуйтесь ручным тормозом, а полагайтесь на обычный тормоз;
  2. чтобы продолжить движение, включите передачу и медленно отпустите педаль сцепления. Вы должны запечатлеть момент, в котором колеса достаточно «сцепятся» с дорогой, это будет гарантией того, что даже при отпущенном тормозе машина никуда не уедет. В этом смысле все зависит и от водителя, и от его машины. Вы можете ощутить появление легкой вибрации или скорость на тахометре немного упадет. Важно не переусердствовать: если вы отпустите сцепление слишком рано, машина просто остановится;
  3. чувствуя, что поймал момент «неподвижности», он может отпустить тормоз. Главное помнить, удерживать сцепление в одном положении;
  4. теперь постепенно начинаем выжимать газ и сцепление, отпускаем его. Если вы чувствуете, что машина вот-вот остановится, прибавьте газу. Ничего страшного от этого не произойдет – обороты двигателя увеличатся, но при этом вы будете уверены, что машина не заглохнет на подъеме.

Как видите, в этом способе нет ничего сложного и требующего особого мастерства. Но в любом случае теории никогда не будет достаточно, поэтому стоит выбрать время и место для практики.

Тут самое главное не бояться.

Распространенные ошибки при подъеме на горку

Практически все новички выполняют одни и те же действия, приводящие к ошибкам. Вот некоторые из них:

  • машина может заглохнуть, если не затянуть сцепление на начальном этапе подъема в горку;
  • двигатель остановится, если вовремя не долить бензина;
  • никогда не отпускайте стояночный тормоз раньше времени, иначе автомобиль может покатиться в противоположном направлении. Если это все же произошло, то придется использовать педаль тормоза;
  • двигатель может заглохнуть, если резко отпустить сцепление.

Следуя этим простым советам, вы без проблем сможете двигаться под горку.

Как ездить на механике без вредных привычек

Рука на ручке КПП

Эта вредная привычка знакома всем автомобилистам без исключения, а также тем, кто пытается подражать Доминику Торрето из «Форсажа». Неважно, на механике вы ездите или на автомате. Вы всегда можете обнаружить, что хотите убрать одну руку с руля и перейти к рычагу переключения передач.

И если в случае с автоматом водитель рискует лишь случайно включить нейтраль, то в механике длительное нажатие на рычаг повреждает узлы коробки, в частности, речь идет о вилках и муфтах переключения передач. Да, изнашивание радикально не ускорится, но визит в сервис станет чуть ближе.

Недовыжатое сцепление

Нередко можно услышать неприятный металлический скрип при переключении передач. Если с технической точки зрения машина полностью исправна, то причина звука одна — педаль сцепления выжата не полностью. В такой ситуации шестерни в коробке передач продолжают вращаться, и включение новой передачи происходит болезненно.

Помимо раздражающего звука, частое повторение этой ошибки может привести к гибели зубьев синхронизатора. Коробка будет работать, но переключение передач будет размытым и неприятный звук не исчезнет даже при полностью выжатой педали носка.

Включение задней передачи при езде

Особенно часто такая ситуация может случиться в спешке. Это, как и в предыдущем пункте, негативно влияет на зубья шестерни, зализывая их только с одной стороны, медленно приводя механизм в негодность.

В такой ситуации слышен ярко выраженный скрежет, а само переключение сделать очень сложно. При постоянном повторении этой ошибки задний каскад будет включаться все хуже и хуже, пока совсем не сломается.

как правильно водить

Критическое торможение с помощью двигателя

Торможение двигателем — это прием замедления без использования тормозной системы, который знает практически каждый, кто хоть раз ездил на «механике». По общему правилу его следует использовать на мотках в горах и, конечно же, на затяжных спусках, когда есть риск перегрева тормозов. Нюансы, конечно, присутствуют.
Например, имейте в виду, что когда вы используете дроссельную заслонку двигателя, стоп-сигналы автомобиля не загораются, и водители позади вас могут быть не готовы к такому повороту событий.

А еще крайне важно включать именно ту передачу, которая обеспечит максимально эффективное торможение без неприятных последствий, таких как кратковременная блокировка ведущих колес и выход из строя коробки передач и выход из строя двигателя. Это возможно, если вы, двигаясь с большой скоростью, вдруг решили включить первую или вторую передачу.

Переключение передачи без выжима сцепления

Этот вид вождения распространен среди новичков, которые, приобретая навыки, допускают множество мелких ошибок. Те, кто учился и ездил на машине с «автоматом», не всегда выжимают сцепление».

Переключение передач без нажатия на педаль сцепления оказывает опасное давление на коробку передач. В результате может произойти «заляпывание» или поломка зубьев шестерни. В этом случае коробка быстро выходит из строя.

Понижать передачу сразу на две ступени

При эксплуатации механической коробки передач водители должны иметь представление о том, как быстро переключать передачи. На самом деле, в том случае, если скорость выше той , которую может выдержать трансмиссия, и сразу после отпускания сцепления произойдет сильное торможение двигателем.

Это, в свою очередь, может привести к неисправности дисков и коробки, а также ремня ГРМ. Эта ситуация особенно опасна зимой, когда ведущие колеса мгновенно тормозятся упомянутым моторным тормозом, вызывая опасное отклонение от траектории.

Переключение передач по приборам и на звук

Тахометр позволяет уверенно использовать механическую коробку передач, переключаясь на скорости 2500 — 3000 мин-1.

Скорость переключения тахометра

Однако не все транспортные средства оборудованы этим устройством, поэтому можно ориентироваться на скорость автомобиля:

  • 20 км/ч – включена передача II;
  • 40 км/ч — перейти на скорость III;
  • 60 км/ч – включение IV передачи;
  • 80 км/ч — перейти на скорость V.

Продажи в этом диапазоне примерно равны предыдущим значениям. Набравшись некоторого опыта вождения, пользователи часто переключают уши, точно определяя диапазон оборотов.

Поэтому навыки вождения автомобиля с механической коробкой передач можно получить и без инструктора автошколы. Первые уроки должен давать владелец транспортного средства или его друг, имеющий некоторый опыт вождения.

Важные нюансы

В идеале автомобиль должен двигаться плавно, переходя с одной передачи на другую. При покупке подержанного автомобиля или нового автомобиля все покупатели всегда обращают внимание на такой нюанс комплектации, как тип используемой коробки передач.
Объективно самая простая в плане управления машина — автоматическая коробка передач. Но важно понимать, что существует ряд разновидностей коробок передач, а не простое деление на механические и автоматические. Недавно мы с вами изучали характеристики секвентальных коробок, а также более подробно знакомились с приводом. Советую перечитать и обновить собственный багаж знаний об автомобильных коробках передач. По надежности и долговечности классическая механика по-прежнему прочно занимает первые позиции.

При грамотном использовании автомобиль может достаточно быстро разгоняться, полностью выжимая установленный двигатель. Но когда двигатель мощный, а водитель не умеет правильно переключать передачи, никакие лошадиные силы не помогут.

как пересесть на механику

Для всех механических коробок передач действует общий принцип. Он заключается в том, что сначала выжимается сцепление, затем изменяется скорость, после чего педаль сцепления опускается.

На что обратить внимание при езде на механике

Переключение передач на тахометре

Как правило, среди частых ошибок начинающих водителей можно выделить затруднения при отпускании сцепления при трогании с места, а также выбор водителем неправильной передачи с учетом конкретных условий и скорости движения автомобиля.

Зачастую у новичков переключение передач резкое, сопровождается рывками и ударами, что нередко приводит к поломкам отдельных узлов и самой коробки. Бывает, что страдает и двигатель (например, езда на 5-й передаче в набор высоты на малых оборотах), «пальцы» в двигателе звенят и стучат, начинается детонация.

Нередко начинающий водитель сильно увеличивает обороты двигателя на первой передаче, а затем едет на второй или третьей передаче со скоростью 60–80 км/ч вместо переключения на более высокую передачу. Результат – большой расход топлива, ненужные нагрузки на ДВС и трансмиссию.

Также добавим, что часто причиной проблем является неправильная работа педалью сцепления. Например, привычка не ставить коробку передач на нейтраль при парковке на светофоре, то есть держать педали сцепления и тормоза нажатыми одновременно, при этом передача остается включенной. Эта привычка приводит к быстрому износу и выходу из строя подшипника выключения сцепления.

Автомат или механика что лучше
Также рекомендуем прочитать статью о том, что лучше, АКПП или МКПП. Из этой статьи вы узнаете об основных преимуществах и недостатках каждого из этих типов редукторов, а также о том, какой вариант лучше выбрать в конкретном случае.

Кроме того, некоторые водители во время движения держат ногу на педали сцепления, даже слегка нажимая на нее и таким образом контролируя тягу. Это тоже неправильно. Правильное положение левой ноги на специальной площадке возле педали сцепления. Также привычка класть ногу на педаль сцепления приводит к усталости, что снижает эффективность бега. Также отметим, что очень важно правильно отрегулировать сиденье водителя, чтобы было легко дотянуться до руля, педалей и рычага переключения передач.

Напоследок хотелось бы добавить, что при обучении в машине с механикой тахометр может помочь правильно переключать передачи МКПП. Ведь по тахометру, который показывает обороты двигателя, можно определить момент переключения передач.

У бензиновых двигателей внутреннего сгорания оптимальным можно считать момент около 2500-3000 тыс об/мин, а у дизелей — 1500-2000 об/мин. В дальнейшем водитель привыкает, время переключения определяется на слух и по ощущениям нагрузки на двигатель, то есть обороты двигателя «чувствуются» интуитивно.

Секреты экономичности

Наиболее экономичный расход топлива происходит в режиме работы двигателя от двух с половиной до трех тысяч оборотов в минуту.

Некоторые водители не согласны с этим мнением. Они считают, что расход топлива падает при 1500 об/мин при сохранении скорости и быстром переключении на более высокие передачи. Это мнение неверно – для разгона автомобилю потребуется гораздо больше топлива, а водитель будет реагировать на изменение ситуации гораздо медленнее, чем при скорости около трех тысяч.

НАКОНЕЧНИК! Для того чтобы определить, как правильно переключать передачи на механике, важно знать, какая компоновка используется в последних моделях автомобилей с механической коробкой передач. В большинстве случаев передачи с пятой по седьмую специально предназначены для экономии топлива.

Максимальная скорость достигается на четвертой или пятой передаче. Если вы переключитесь на более высокую передачу слишком рано, обороты упадут, а расход топлива увеличится. Также последние ступеньки созданы для езды по проселочным дорогам, а не по городским улицам.

Чего нельзя делать с МКПП

Механическая коробка передач — надежный тип трансмиссии, но ее неправильная эксплуатация может значительно сократить срок ее службы и привести к крупным поломкам.

Что нельзя делать на МКПП:

  • включить заднюю передачу до полной остановки автомобиля (отказ МКПП);
  • выжимать сцепление кроме моментов, необходимых для переключения передач (возникает повышенный износ выжимного подшипника и сцепления);
  • держите ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления);
  • выбирать повышенную передачу (3,4,5) при недостаточных для этого оборотах и ​​низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку);
  • нажать сцепление при его остановке более 40 секунд, выбрать нейтральную передачу (больший износ сцепления);
  • переключать передачи, не выжимая сцепление (отказ МКПП);
  • постоянно держать руку на рычаге переключения передач (повышенный износ различных механизмов коробки передач);
  • неполное выключение сцепления при переключении ступеней;
  • падение сцепления.

Если соблюдать несколько правил и аккуратно ездить, опыт управления автомобилем с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.

Главное преимущество автомобиля с механической коробкой передач – это полный контроль над ним, который осуществляется только при накатанных километрах.

Преимущества и недостатки МКПП

Для наглядности положительные и отрицательные стороны МКПП представлены в виде сравнительной таблицы.

Преимущества недостатки
Стоимость и вес коробки ниже по сравнению с другими типами редукторов Меньший комфорт для водителя по сравнению с другими коробками передач
Высокая динамика разгона, экономия топлива и экономичность Утомительный процесс смены водителя
Высокая надежность благодаря простой конструкции Необходимость периодической замены сцепления
Простое и экономичное обслуживание Меньшая плавность хода автомобиля по сравнению с другими типами коробок передач
Возможность более эффективного вождения по бездорожью
Возможность буксировать автомобиль

Механическая коробка для «чайников». 9 важных деталей

Плюсы и минусы механической коробки передач

Плюсы и минусы механической коробки передач

Новичку, купившему автомобиль с механической коробкой передач, необходимо ознакомиться с важными нюансами обращения с коробкой и понять некоторые моменты. Начнем по порядку. Для чего нужны передачи? Выбрать, какой из них и при каких условиях будет оптимальным для использования в требуемой ситуации (погодные условия, качество дорожного покрытия и т.д.)

Важно! Освойте расположение шестеренок. Важным моментом является синхронность нажатия педали сцепления с одновременным переключением передач.

1. Запустите двигатель. Схема: «нейтраль» — сцепление — запуск двигателя. И ничего больше.

2. Правильное выключение сцепления. Затяните: строго до конца и не более 2 секунд. Мы заботимся о машине.

3. Похвальная координация и плавность действий. Схватить. Скорость (например, первая). Отпускаем сцепление (медленно, конечно), и так же медленно нажимаем на газ.

4. Понижение передачи. Проще говоря, когда вы замедляетесь, важно переключаться на пониженную передачу, так же как она была переключена на повышенную во время ускорения.

5. Реверс. Никогда и ни при каких условиях не рекомендуется ставить заднюю передачу до полной остановки автомобиля.

Важные сведения о механической коробке передач

Важные сведения о механической коробке передач

6. Паркуемся. Двигатель выключен, сцепление выжато, первая передача включена, стояночный тормоз в рабочем положении. Все просто.

Непонятно, сложно и нудно? Больше практики! Только при условии постоянного и непрерывного вождения описанные принципы и тонкости будут не просто набором правил или законов, а чем-то естественным и понятным.

Как новичку научиться управлять механикой

Учась водить машину с механической коробкой передач, нужно тренировать определенные навыки и умения. В первую очередь это относится к умению плавно отпускать педаль сцепления и одновременно подливать бензин. При этом перемещать рычаг переключения передач следует достаточно быстро. Схема переключения передач находится на внешней стороне ручки селектора.

Начать можно с выработки привычки правильно запускать двигатель машины с механикой. Здесь необходимо соблюдать следующую последовательность:

  • нажать на педаль сцепления до упора, перевести рычаг в нейтральное положение, когда рукоятка свободно двигается в разные стороны;
  • при необходимости поставить автомобиль на ручник или нажать на педаль, чтобы предотвратить произвольное движение под уклон;
  • при выжатом сцеплении поверните ключ в замок зажигания и отпустите его.

Прежде чем приступить к вождению, необходимо усвоить некоторые теоретические моменты. Например, при переключении передач нужно ориентироваться на тахометр. При переходе на более высокую передачу следует проворачивать дизель до 1500-2000 об/мин, а бензиновый до 2000-2500 об/мин.

Оцените статью
Блог про принципы работы устройств