- Дизельный двигатель
- Общая характеристика
- Преимущества и недостатки
- Виды
- Отличия от других двигателей
- Отличие бензинового ГБО от газодизеля
- Преимущества и недостатки перевода дизеля на газ
- Преимущества установки ГБО на дизель
- Недостатки газодизеля
- Мифы о рисках и негативном влиянии ГБО на двигатель
- Баллоны имеют свойство взрываться
- Газ вредит мотору
- Быстро прогорают клапана
- Эксплуатационный ресурс свечей зажигания на газе втрое меньше
- Проблемы с зимним запуском
- Сложности эксплуатации ГБО на дизеле
- Состав ГБО
- Электронный блок управления
- Механизм перемещений упора рейки ТНВД
- Редуктор
- Газовые форсунки
- Переключатель
- Датчики
- Газовый баллон
- Магистраль
- Заправочное устройство
- Мультиклапан
- Фильтр
- Провода, датчики, крепеж и соединительные элементы
- Варианты установки ГБО на дизель
- Способ один – переоборудовать дизельный двигатель для ГБО
- Способ два – газодизель
- Два принципа работы
- Виды топлива, которые может потреблять дизель на газу
- Дизельные транспортные средства, которые можно переоборудовать под газодизель
- Газовое оборудование на дизельный двигатель установленное на заводе
- Полное переоборудование
- Монтаж газодизеля
- Отличие комплектаций ГБО для дизельного и бензинового моторов
- Комплектующие для установки ГБО на дизель
- Установка ГБО на дизель в автосервисе
- Можно ли дизель перевести на газ своими руками
- Стоимость переоборудования для грузовых и легковых автомобилей
- Выгодно ли это?
- Какие нужны документы
- Как регистрировать ГБО
Дизельный двигатель
Он назван в честь изобретателя Рудольфа Дизеля. Это двигатель внутреннего сгорания, в котором воспламенение впрыскиваемого топлива производится за счет повышения температуры воздуха в цилиндре за счет механического сжатия. Дизель работает за счет сжатия только воздуха. Это повышает температуру воздуха внутри цилиндра до такой степени, что распыленное топливо, впрыскиваемое в камеру сгорания, самовозгорается.
Это отличается от двигателей с искровым зажиганием, таких как бензин или сжиженный газ (в которых вместо бензина используется газообразное топливо). Они используют свечу зажигания для воспламенения воздушно-топливной смеси. В дизельных двигателях можно использовать свечи накаливания (нагреватели камеры сгорания) для облегчения запуска в холодную погоду, а также при низкой степени сжатия. Оригинальный дизель работает по циклу постепенного сгорания при постоянном давлении и не производит звукового удара.
Общая характеристика
Дизель имеет самый высокий тепловой КПД среди всех практических двигателей внутреннего и внешнего сгорания из-за его очень высокой степени расширения и присущей бедной смеси, что позволяет избыточному воздуху рассеивать тепло. Без непосредственного впрыска также удается избежать небольшой потери КПД, так как при закрытом клапане нет несгоревшего топлива и топливо не поступает напрямую из впускного устройства (форсунки) в выхлопную трубу. Низкооборотные дизельные двигатели, например, используемые на кораблях, могут иметь тепловой КПД более 50 процентов.
Дизельные двигатели могут быть двухтактными или четырехтактными. Первоначально они использовались как более эффективная замена стационарным паровым машинам. С 1910 года они использовались на подводных лодках и кораблях. Позже последовало его использование в локомотивах, грузовиках, тяжелой технике и электростанциях. В тридцатых годах прошлого века они нашли место в конструкции различных автомобилей.
Преимущества и недостатки
С 1970-х годов использование дизельных двигателей в более крупных дорожных и внедорожных транспортных средствах в США увеличилось.По данным Британского общества производителей и производителей двигателей, в среднем по ЕС дизельные автомобили составляют 50 % от общего объема продаж (включая 70% во Франции и 38% в Великобритании).
В холодном климате запуск высокоскоростных дизельных двигателей может быть затруднен, так как масса блока и головки цилиндров поглощает тепло сжатия, предотвращая воспламенение из-за более высокого отношения площади поверхности к объему. Раньше в этих устройствах использовались небольшие электрические нагреватели внутри камер, называемые свечами накаливания.
Виды
Многие двигатели используют нагреватели сопротивления во впускном коллекторе для нагрева всасываемого воздуха для запуска или до рабочей температуры. Сетевые электрические резистивные нагреватели блока цилиндров используются в холодном климате. В таких случаях он должен быть включен в течение длительного времени (более одного часа), чтобы сократить время запуска и износ.
Блочные нагреватели также используются для аварийного электроснабжения с дизельными генераторами, которые должны быстро сбрасывать нагрузку в случае отключения электроэнергии. В прошлом использовалось более широкое разнообразие методов холодного пуска. В некоторых двигателях, таких как Detroit Diesel, использовалась система подачи небольшого количества эфира во впускной коллектор для начала сгорания. Другие использовали смешанную систему с резистивным нагревателем, сжигающим метанол. Импровизированный метод, особенно на неработающих двигателях, заключается в ручном распылении аэрозольного баллончика эфирной жидкости в поток всасываемого воздуха (обычно через узел фильтра всасываемого воздуха).
Отличия от других двигателей
Условия в дизельном двигателе отличаются от условий в двигателе с искровым зажиганием из-за другого термодинамического цикла. Также мощность и скорость его вращения напрямую регулируются подачей топлива, а не воздухом, как в цикловом двигателе. Температура сгорания дизельного топлива и бензина также может отличаться.
Средний дизельный двигатель имеет более низкое отношение мощности к весу, чем бензиновый двигатель. Это связано с тем, что дизели должны работать на более низких оборотах из-за конструктивной потребности в более тяжелых и прочных деталях, чтобы выдерживать рабочее давление. Это всегда вызвано высокой степенью сжатия двигателя, что увеличивает усилия на детали за счет сил инерции. Некоторые дизельные двигатели предназначены для коммерческого использования. Это неоднократно подтверждалось на практике.
Дизельные двигатели обычно имеют большую длину хода. В основном это необходимо для того, чтобы легче было добиться требуемых степеней сжатия. В результате поршень становится тяжелее. То же самое можно сказать и о стержнях. Через них и коленчатый вал должно передаваться большее усилие, чтобы изменить импульс поршня. Это еще одна причина, по которой дизельный двигатель должен быть более мощным, чтобы иметь такую же мощность, как бензиновый двигатель.
Отличие бензинового ГБО от газодизеля
Так они ставят ГБО на дизель? Если с бензиновыми двигателями все более-менее понятно, бензиновую смесь заменили газовой, оставив штатное воспламенение смеси искровым разрядом, и добились функционального пропан-бутанового автомобиля. В дизеле воспламенение смеси происходит за счет воспламенения дизельного топлива высокого давления в конце такта сжатия.
Пропан-бутановая смесь не воспламеняется при высоком давлении, этот факт был серьезной проблемой при переводе дизельного агрегата на газ. Поэтому перевод дизельного двигателя для работы на смеси пропана и бутана требует впрыскивания некоторого количества дизельного топлива для нормальной работы двигателя. Это необходимо, в первую очередь, для обеспечения надежного воспламенения пропан-бутановой смеси и стабильной работы всей газодизельной системы.
Принцип работы газодизельного двигателя заключается в следующем.
- В воздухопровод дизельного агрегата подается смесь газа и воздуха.
- Его воспламенение достигается за счет воспламенения небольшой предвоспламенительной «запальной дозы» дизельного топлива, впрыск которого происходит непосредственно через форсунки основной системы подачи топлива.
Следует помнить, что при работе такого «гибридного» двигателя расходуется и дизельное топливо, но расход солярки примерно в 3-4 раза меньше серийного расхода дизельного агрегата.
Интересный факт из истории автомобилестроения: еще в СССР был разработан и запущен в серийное производство для грузовиков КамАЗ так называемый газодизель. Примерно 80 процентов метана и 20 процентов дизельного топлива подавались на серийный дизель КамАЗ. Такая топливная смесь воспламенялась дозой дизельного топлива. Только у Камаза были реально рабочие экземпляры. Позже, с распадом СССР, проект признали нерентабельным и закрыли.
Предпочтительным газообразным топливом для дизеля является метан.
Преимущества и недостатки перевода дизеля на газ
Основным преимуществом установки ГБО на метане или смеси пропана и бутана для дизеля является снижение затрат на топливо от 10 до 50%. Более того:
- происходит увеличение экономичности, моторесурса. При этом мощность и крутящий момент остаются прежними или увеличиваются в ряде случаев на 5-25%;
- срок службы штатной топливной системы увеличивается в 1,5-2 раза (большое преимущество для систем Common Rail);
снижаются вредные выбросы выхлопных газов (дым); - бензиновый двигатель работает ровнее, снижается его шум;
- уменьшение нагара, отложений в цилиндрах, камерах сгорания, сажевых фильтрах;
- снизить затраты на замену моторного масла;
- увеличен пробег автомобиля при двухтопливном режиме движения;
никаких доработок двигателя не требуется.
Из серьезных недостатков:
- высокая стоимость ремонта;
- увеличение времени и затрат на обслуживание, настройку и ремонт системы;
- искать места для размещения баллонов, уменьшая за счет них полезный объем;
- увеличенный вес автомобиля.
Газодизель на метане и на пропан-бутане
При неправильном соблюдении технологии переоборудования (например, неправильный монтаж или отсутствие датчика температуры в выпускном коллекторе) износ силовой установки может значительно возрасти. Так как при взрыве газовоздушной смеси и дизельного топлива в камере сгорания и выхлопной системе начинает образовываться высокая температура.
Преимущества установки ГБО на дизель
К преимуществам газодизеля относятся:
- Более «плавный ход» двигателя за счет более плавного нарастания давления в цилиндрах;
- Меньше вредных выбросов в атмосферу;
- Увеличенный запас хода и возможность езды на двух видах топлива;
Недостатки газодизеля
Также следует выделить ряд недостатков, с которыми могут столкнуться владельцы автомобилей с бензиновыми дизельными двигателями.
- Высокие требования к качеству используемых материалов;
- Наличие специального оборудования для одновременного дозирования дизельного топлива и газа;
- Сложный процесс настройки и настройки;
- Наличие газового баллона в багажнике автомобиля.
Также следует отметить, что установка ГБО на дизельный легковой автомобиль довольно дорогая, а окупаемость его, по сравнению с установкой на бензиновый двигатель, значительно больше.
Мифы о рисках и негативном влиянии ГБО на двигатель
На фоне постоянной борьбы за чистоту выхлопных газов, разработки альтернативных топливных систем, конструкций двигателей появляется все больше мнений, негативно характеризующих ГБО для автомобилей. Некоторые утверждения настойчиво пугают водителей, но на самом деле они не более чем мифы.
Баллоны имеют свойство взрываться
Это одно из самых распространенных заблуждений. На самом деле цилиндр имеет гораздо более толстые стенки по сравнению с бензиновыми аналогами, поэтому выдерживает резкие перепады температур и значительные ударные нагрузки.
Кроме того, в системе предусмотрены четыре аварийных клапана, которые контролируют внутреннее давление, повреждение и разрыв топливопровода.
В случае малейшей опасности подача газа мгновенно отключается. Также из соображений безопасности закачка газа осуществляется только до 80%. Это позволяет газовой смеси расширяться, не достигая критических значений давления.
Безопасность напрямую зависит от качества объекта HBO. При правильном монтаже и регулярном обслуживании взрыв газового баллона в автомобиле – событие практически нереальное.
Газ вредит мотору
Газовая смесь практически не содержит вредных химических добавок, поэтому не агрессивна ни к одной части двигателя. В отличие от бензина не снимает защитную антифрикционную масляную пленку со стенок цилиндров.
Следовательно, поршневые кольца меньше изнашиваются из-за трения и, следовательно, служат дольше. Поэтому бензиновый двигатель работает намного ровнее и меньше подвержен механическому износу. При этом его мощность снижается всего на 5-10%.
Быстро прогорают клапана
Газовая смесь внутри камеры сгорания сгорает медленнее бензина на фоне значительного повышения внутренней температуры. Поэтому выпускные клапана вместе с седлами, каталитическим нейтрализатором и лямбда-зондом могут сгореть.
С другой стороны, такая ситуация может возникнуть только при постоянной агрессивной езде на 4500 об/мин. Тщательная регулировка клапанов, выполненная в специализированных центрах, может предотвратить такие проблемы.
Эксплуатационный ресурс свечей зажигания на газе втрое меньше
Из-за более высокой температуры сгорания газовой смеси от свечей зажигания высоковольтные кабели служат не так долго, как в случае с бензиновыми двигателями. Опытные специалисты ГБО утверждают, что их ресурс снижается не более чем на 25%.
Не стоит решать эту проблему с помощью специальных газовых свечей, которые намного дороже.
Проблемы с зимним запуском
При низких зимних температурах, при холодном пуске двигателя резиновые уплотнители твердеют и стареют. Кроме того, в холодную погоду газ теряет способность испаряться, что увеличивает вероятность залития свечей зажигания.
Поэтому важно придерживаться правильного алгоритма запуска двигателя с холода. Нужно сначала завести машину на бензине, прогреть двигатель, газовый редуктор до рабочей температуры, а потом уже переходить на газ. Следует помнить, что для двигателей внутреннего сгорания крайне необходимо периодически работать на бензине.
Сложности эксплуатации ГБО на дизеле
Причин всего три:
- Температура самовоспламенения дизельного топлива составляет 385 градусов Цельсия, а пропана и метана – 700 градусов.
- Следовательно, газообразное топливо должно воспламеняться. Но в дизеле нет свечей зажигания!
- Чистый дизель с октановым числом 60 против 120 единиц бензина. Чтобы двигатель не уходил в «зазор», нужно понизить октановое число или степень сжатия.
Как видите, реализация довольно сложная, но найдено два решения по использованию газа в дизельном агрегате.
Состав ГБО
Электронный блок управления
Устройство этого устройства представлено микроконтроллерами. ЭБУ получает сигналы от датчиков, анализирует полученные данные и корректирует работу системы.
Механизм перемещений упора рейки ТНВД
Работа дизеля во многом зависит от исправности топливного насоса. Благодаря этому механизму возможна работа двигателя такого типа на газу.
Редуктор
Для использования бутана и пропана, находящихся в жидком состоянии, необходимо преобразовать их в газ и создать определенное давление, поэтому необходимо установить редуктор-испаритель. Хотя в баллоне метан находится в газообразном состоянии, редуктор тоже входит в состав ГБО. С его помощью поддерживается определенное давление газа.
Газовые форсунки
Подача газообразного топлива в камеру сгорания должна осуществляться дозировано. Для этого используются насадки или дозаторы.
Переключатель
Переключатель используется для перехода с одного вида топлива на другой. Это может быть кнопка или тумблер, установленный в салоне автомобиля.
Датчики
Получение информации о различных параметрах происходит с помощью датчиков, которые устанавливаются на определенные узлы и системы. Современные автомобили оснащены рядом датчиков, контролирующих работу двигателя, поэтому их можно использовать при установке ГБО на дизельный двигатель. С его помощью определяют состав топливной смеси для оперативного регулирования.
Газовый баллон
Эта емкость играет роль топливного бака. Дальность хода газа зависит от его объема. Баллон – это габаритное изделие, занимающее определенное место в автомобиле, поэтому его размещение должно быть выполнено рационально. Баллоны для метана отличаются от аналогичных емкостей, используемых для хранения пропана и бутана, увеличенной толщиной стенок, так как создают значительное давление.
Магистраль
Для транспортировки топлива от газового баллона к коробке передач, а от нее к двигателю проложена труба. Данная линия предназначена для работы в условиях высокого давления и гарантирует безопасность эксплуатации ГБО.
Заправочное устройство
Газ не течет как жидкость. Для создания безопасных условий заправки газового баллона предусмотрено специальное устройство.
Мультиклапан
С помощью этого элемента топливной системы газ закачивается в цилиндр и выпускается. Мультиклапан оснащен необходимым предохранительным оборудованием для сброса давления.
Фильтр
Несмотря на то, что количество примесей в газе намного меньше, чем в жидких топливах, требуется обязательная очистка. Загрязнение может быть как в самой системе, так и в цилиндре, поэтому для защиты двигателя от ее проникновения устанавливается газовый фильтр.
Провода, датчики, крепеж и соединительные элементы
Электрические датчики требуют связи с компьютером и электрической сетью. Различные застежки и соединения помогают расположить и зафиксировать их на теле компактно и надежно, создавая уникальную систему.
Варианты установки ГБО на дизель
Воспламенение топлива в дизеле происходит в камере сгорания за счет впрыска его под давлением в сжатый воздух.
По этой причине в настоящее время используются два технических решения, позволяющих поставить обычное газовое оборудование на любой дизельный двигатель. Разница между ними принципиальная:
- Полная переделка двигателя на электрическую/искровую систему зажигания (модернизация ЦПГ, ГРМ, ГБЦ, изменение степени сжатия для возможной детонации), где воспламенение газа будет от бензиновых свечей. Технические изменения будут безвозвратными и полностью исключат возможность использования Д/Т. Это очень дорогое изменение, которое потребует не только привлечения высокооплачиваемых специалистов, но и сложных инженерных расчетов. В личном транспорте такое бывает крайне редко.
Самые удачные примеры — только газовые двигатели заводского изготовления (КамАЗ, Скания, ЯМЗ, Ивеко), работающие только на метане.
Ивеко газовый тягач - Модернизация автомобиля путем установки дополнительного оборудования, после чего возможно использование двух видов топлива, дизельного топлива и газа, так называемая система Dual Fuel или дизельный газ. Это самый популярный и прибыльный способ, он не требует постоянных изменений в системе. Такой автомобиль не может работать только на бензине.
Существуют также заводские модели газодизельных двигателей, работающих на метане. Например VOLVO (Вольво) FH/FM и КАМАЗ 5490 NEO с силовой установкой Mercedes-Benz. Но такие машины пока не получили широкого распространения.
Заводские дизельные грузовики
Способ один – переоборудовать дизельный двигатель для ГБО
Этот способ проще. Зато кардинально переведет автомобиль на газовое топливо. Не могу вернуться на дизель. Температура воспламенения топлива составляет около 300 градусов, а газа – 700 градусов. Поэтому необходимо переделывать системы питания и зажигания. Для этого необходимо внести следующие изменения:
- Установите свечи зажигания вместо форсунок.
- Установите газовые форсунки во впускной коллектор.
- Удалите лишний металл из камеры сгорания и установите железные прокладки.
Способ два – газодизель
Обычные газовые баллоны могут не подойти для дизеля. Это связано с тем, что, в отличие от бензинового двигателя, дизельный двигатель работает без искры. В таких случаях подходят инжекторные газодизельные двигатели. Такие двигатели работают одновременно на двух вариантах топлива:
- Дизель, который используют для поджига смеси.
- Газ, который используется для движения.
Для контроля процессов используются специальные датчики и блок управления ГБО. Они позволят вам вносить коррективы и следить за ситуацией. Блок управления посылает сигналы форсункам и двигателю. Это обеспечивает подачу дизельного топлива.
Лучший газ для дизеля – метан. Его можно смешивать с топливом в пропорции 4 к 1.
Если вы решите использовать пропан, вам потребуется в два раза больше дизельного топлива.
Сравнивая преимущества метана и пропана, первый дешевле по цене, но его сложнее найти, так как большинство заправок продают только пропан.
Для подачи топлива используется насос.
Преимущества газового оборудования в дизельных автомобилях:
- Вы можете ездить, используя оба варианта топлива.
- Меньше вреда окружающей среде.
- Увеличивается срок службы масла и двигателя.
- Отсутствие риска детонации.
Недостатки газового оборудования на дизеле:
- Сложно настроить и управлять.
- Для установки газового баллона в машине нужно много места.
- Необходимо часто менять фильтр и сливать конденсат.
- Высокая цена оборудования.
Установка ГБО на автомобиль с дизельным двигателем намного дороже, чем с бензиновым двигателем. ГБО в дизеле редко устанавливается на легковые автомобили из-за высокой цены комплектующих. А для больших грузовиков и оборудования эти двигатели являются хорошим вариантом экономии денег.
Два принципа работы
Полный макияж. Метод спорный и не всегда эффективный, как кажется на первый взгляд. Двигатель полностью переделан с дизеля на газ. Недостатком такой переделки является невозможность использования дизельного двигателя.
Агрегат модернизирован, чтобы он не выходил из строя, степень сжатия снижена до 12:1. Это сделано для того, чтобы двигатель мог переварить октановое число в 120 единиц.
Установлена смешанная система зажигания, аналогичная бензиновым агрегатам, то есть установлены свечи. Такой двигатель никогда не вернется на солярку. Еще один минус – цена такой переделки, она действительно высока.
Комбинированный принцип работы Dual Fuel. Экономичный вариант и простой в реализации. Полного отказа от дизельного топлива нет. В цилиндры поочередно подается и дизель, и газ.
Для воспламенения газа используется дизельное топливо. Ведь свечей здесь просто нет.
Принцип работы:
- двигатель запускается на дизельном топливе;
- включается газовая система, дизель сжимается, воспламеняется, и в момент воспламенения в цилиндр подается газ, который воспламеняется от уже воспламененного топлива;
- клапаны открываются и происходит сброс сгоревшей смеси;
- цикл повторяется.
Эта система работает как с пропаном, так и с метаном. Пропан заменяет 40…50 % топливной смеси, а метан до 60 %. Однако метановые комплекты дороже из-за высокого давления в баке. Можно использовать как 4-е поколение с метановым оборудованием, так и 5-е с пропановым.
Как выясняется, дизель здесь тоже расходуется, но на 50…60% меньше заявленного производителем.
Виды топлива, которые может потреблять дизель на газу
Перевод двигателя на двухтопливную систему возможен только для определенного типа газа. Либо это будет метан, либо смесь пропана и бутана.
Метановый дизель делать дороже, но он будет работать экономичнее, чем пропановый вариант. Кроме того, метан дешевле. При подаче пропана на дизель вклад в общий расход топлива не превысит 30-50%. Но расходная часть метанового компонента может быть увеличена до 80%. Все зависит от режима работы двигателя внутреннего сгорания, который учитывает:
- скорость автомобиля;
- сезон (лето, зима);
- груз в транспортное средство;
- местность (горы, равнины);
- давление и температура газа;
- дизель с турбонаддувом или нет.
Дизельные транспортные средства, которые можно переоборудовать под газодизель
Любой дизельный двигатель можно переоборудовать для использования газа в качестве дополнительного компонента. Неважно, какой тип топливной системы используется в качестве базовой, механический ТНВД (ТНВД), насос-форсунки или Common Rail/Rail. Также с бортовой сетью 12/24 В. С турбиной или атмосферно.
При этом стоимость модернизации легкового автомобиля будет значительно меньше стоимости ремонта двигателя грузового автомобиля, за счет количества установленных цилиндров, крепежа и мультиклапанов к ним или клапанов в случае метана. Также для двигателей большого объема применяют 2 газовых редуктора.
У них также будет разная скорость восстановления. Чем больше расход дизельного топлива, тем больше экономия от использования газа. Для легковых автомобилей с небольшим суточным пробегом окупаемость установки ГБО растянется на многие годы. В этом смысле коммерческий транспорт, совершающий регулярные длительные поездки, зарабатывает больше. Срок окупаемости таких машин составляет от 3 до 12 месяцев.
Точно так же от характера эксплуатации автомобилей зависит ответ на вопрос, выгодно ли переходить на альтернативный вид топлива или лучше и экономичнее оставить «чистое» дизельное топливо.
Газовое оборудование на дизельный двигатель установленное на заводе
Заводская установка метанового оборудования является наиболее надежным вариантом, так как учитывает особенности двигателя. Но есть и ряд недостатков:
- ограниченный выбор моделей, у которых есть эта опция;
- высокая заводская цена модификации.
Ведущие производители автомобилей создают подобную продукцию, полностью учитывая принципы работы современного дизеля на газу:
- монтируется надежная электронная система управления, как правило, используются премиальные производители;
- сеть датчиков (коленвала, фаз газораспределения, детонации, дроссельного редуктора и температуры выхлопа, давления газа, педали акселератора).
Заводской газодизель обеспечивает наибольшую экономию топлива при полном сохранении технических параметров автомобиля.
Полное переоборудование
Этот вариант обычно выбирают при установке метанового оборудования. В этом случае требуется серьезная переделка двигателя, после чего он сможет работать исключительно на газу. Температура воспламенения метана в два раза выше требуемой для дизельного топлива. Кроме того, вам не нужно сжимать его так сильно, иначе он вообще не включится. Для того чтобы все заработало, нужно понизить степень сжатия и установить систему зажигания. И тут уже неважно, дизель пропан или метан.
Первая задача решается подбором металла и установкой металлической прокладки под головку. Свечи зажигания заменяют дизельные форсунки, а газовые штуцеры обрезаются на впускном коллекторе. После такой модернизации вернуть двигатель в исходное состояние сложно, да и сама установка сложна. При этом дизельный двигатель уже сложно назвать своим именем, так как он не сможет работать на дизельном топливе.
Монтаж газодизеля
Именно по вышеперечисленным причинам газодизель получил широкое распространение. Это лучший вариант для работы с пропан-бутаном. Такой двигатель будет работать на дизельном топливе или газовой смеси с ним, но не сможет работать на чистом газе.
Процедура и порядок работ практически ничем не отличаются от установки стандартного ГБО. И это работает так. Газ поступает в цилиндр во время такта впуска. Запальное топливо (дизельное топливо), необходимое для воспламенения, впрыскивается в конце такта сжатия, когда в цилиндре уже образовалась смесь газа и воздуха. Все это светится и так далее.
Отличие комплектаций ГБО для дизельного и бензинового моторов
В целом, основным отличием установки ГБО на дизель от бензинового двигателя является использование специального электронного блока управления (ЭБУ для дизельного топлива) и размещение в выпускном коллекторе датчиков температуры для контроля и предотвращения перегрева деталей двигателя.
Также в автомобилях, где используется механический ТНВД, устанавливается электромеханический привод, ограничивающий подачу дизельного топлива. В современных системах эта функция реализована за счет эмуляции сигналов электронного дросселя.
Комплектующие для установки ГБО на дизель
Система газобаллонного оборудования дизельного автомобиля состоит из:
- Воздушный шар или связка воздушных шаров. Это одна из самых громоздких частей системы. Следует помнить, что баллон с пропан-бутаном отличается от баллона с метаном. Последние должны иметь более толстые стенки и выдерживать значительно большее давление.
- Газовый клапан.
- Редуктор-испаритель. В отличие от пропан-бутана метан находится в газообразном состоянии в баллоне, но для его полноценной работы все же нужен редуктор-испаритель.
- Газовые форсунки Форсунки обеспечивают подачу газа в камеру сгорания.
- Электронный блок управления (газодизельный мозг). Мы считываем все показания системы и управляем работой газобаллонного оборудования в целом.
- Датчики акселератора, оборотов двигателя, давления газа в системе, температуры и другие. Наличие датчиков помогает электронному блоку управления управлять процессами в системе ГБО и обеспечивает безопасную и безаварийную работу ГБО.
- Дизельные форсунки обеспечивают попадание дизельного топлива в камеру сгорания.
- Топливный насос высокого давления для дизельного топлива. Один из ключевых компонентов системы. Работоспособность ГБО на дизеле зависит от правильной дооснащения и настройки этого агрегата.
- Переключатель типа топлива. Обычно он состоит из кнопки или тумблера и устанавливается в салоне автомобиля в непосредственной близости от водителя.
- Линия высокого давления. По трассе газ поступает в редуктор-испаритель из баллона.
- Мультиклапан. Он устанавливается на баллон, выполняет защитную функцию и обеспечивает поступление газа в баллон и подачу газа в систему.
- Газовые фильтры Обеспечивают предварительную и тонкую очистку газа перед его поступлением в форсунки и двигатель автомобиля.
Замена дизельного двигателя на газодизельный режим работы стоит почти в 2 раза дороже и, соответственно, занимает больше времени, чем замена бензинового двигателя на газ.
Установка ГБО на дизель в автосервисе
Не все компании, специализирующиеся на установке ГБО для автомобильной промышленности, принимают данный вид заказа. Принимают только тех, кто имеет определенные знания, опыт в этой области и технические возможности для дооснащения. А если вопрос о тяжелой технике, то грамотных специалистов и того меньше.
Пропановые и метановые тягачи
Но вне зависимости от того, нужно ли устанавливать ГБО на дизельные грузовики, легковые автомобили или сельхозтехнику (трактора и т.п.), при правильном подходе экономический эффект будет очевиден.
Можно ли дизель перевести на газ своими руками
Самостоятельно поставить все дополнительные устройства на дизельный силовой агрегат без серьезной инструментальной базы на личном подсобном участке или в гараже невозможно. Наиболее трудоемкими операциями являются:
- Подключение газового оборудования.
- Стандартная адаптация/распределение топливной системы.
- Монтаж приборов и электроники.
Кроме того, вам понадобится специальное программное обеспечение для настройки и настройки системы. Но при большом желании можно переоборудовать.
Важно не забывать об обязательном оформлении дополнительного топливного объекта, что не является быстрым процессом. При этом также требуются соответствующие документы из СТО.
Стоимость переоборудования для грузовых и легковых автомобилей
Средние цены на полный комплект оборудования с учетом стоимости топливных баллонов для легковых автомобилей начинаются от 50 тысяч рублей, а для грузовых и легковых автомобилей — ГБО может стоить от 100 до 500 тысяч рублей! (все подбирается индивидуально). Установка оборудования в специализированной компании стоит 15-30 тысяч рублей. В окончательную цену также должны быть включены расходы на легализацию внесенных изменений.
Выгодно ли это?
Если бензиновый двигатель работает исключительно на газе, стоимость топлива снижается ровно вдвое.
При благоприятных условиях окупаемость ГБО вложений в дизельный двигатель составит 70-100 тыс км пробега. И только после этого выполнения вы начнете экономить. Именно поэтому газ в дизель ставят только в редких случаях, да и то — в отечественных грузовиках. В легковых автомобилях такая система практически не встречается.
Какие нужны документы
Согласно ТР ТС 018/2011 дизель над газом считается конверсией.
Положения статьи 12.5 ч. 1 КоАП РФ гласят, что использование автомобиля без регистрации с переводом дизеля на газ запрещается. Процедура оформления осуществляется в ГИБДД.
Потребуются следующие документы:
- утверждение;
- паспорт;
- ПОЛИЦИЯ;
- ПТС;
- сертификаты оборудования;
- лицензия установщика;
- диагностическая карта;
- квитанция об оплате госпошлины.
Уполномоченные органы выдадут сертификат соответствия и паспорт на СУГ. Эти документы необходимо возить с собой в машине.
Как регистрировать ГБО
Газодизельный двигатель должен быть зарегистрирован.
Пошаговые инструкции:
- Получите разрешение на установку.
- Заявление подается в ГИБДД.
- Монтажник пишет акт приемки и акт о выполненных работах.
- Прохождение ИТВ.
- Обращение в ГИБДД с пакетом документов для регистрации изменений.
- Автомобиль предоставляется для осмотра.
- Сотрудники готовят СТС, новый КС и вносят изменения в ПТС в день обращения.
Аналогичный порядок утвержден Приказом МВД от 7 декабря 2000 г. N 1240.